Лучшие школьные сочинения, множество авторов и школьные приколы, всё это на сайте FreeDays
Авторы
  • А.С.Грибоедов
  • А.С. Пушкин
  • М.Ю.Лермонтов
  • Н.В.Гоголь
  • А.П.Чехов
  • И.С.Тургенев
  • Н.А.Некрасов
  • Ф.М.Достоевский
  • Л.Н.Толстой
  • А.М.Горький
  • А.А.Блок
  • С.А.Есенин
  • А.А.Ахматова
  • Б.Пастернак
  • В.В.Маяковский
  • М.Булгаков
  • М.Цветаева
  • А.Платонов
  • А.Т.Твардовский
  • А.И.Солженицын
  • В.Быков
  • Е.Замятин
  • В.Высоцкий
  • А.Н.Толстой
  • И.А.Гончаров
  • А.Н.Островский
  • Приколы
  • Фото учителей
  • Школьные
  • ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ В ПЬЕСЕ А.П.ЧЕХОВА "ВИШНЕВЫЙ САД".



       Своей последней пьесе Чехов дал подзаголовок "комедия". Но в первой
    постановке Московского художественного театра еще при жизни автора
    пьеса предстала тяжелой драмой, даже трагедией. Кто же прав? Нужно
    иметь в виду, что драма _ это литературное произведение, рассчитанное
    на сценическую жизнь. Только на сцене драма обретет полноценное
    бытование, выявит все заложенные в ней смыслы, в том числе получит
    и жанровую определенность, поэтому последнее слово в ответе на
    поставленный вопрос будет принадлежать театру, режиссерам и
    актерам. В то же время известно, что новаторские принципы Чехова-
    драматурга воспринимались и усваивались театрами с трудом, не сразу.
    Хотя мхатовская, освященная авторитетом Станиславского и
    Немировича-Данченко традиционная интерпретация "Вишневого сада"
    как драматической элегии закрепилась в практике отечественных
    театров, Чехов успел высказать "своему" театру недовольство,
    неудовлетворенность их трактовкой его лебединой песни.
    "Вишневый сад" рисует прощание хозяев, теперь уже бывших, с их
    родовым дворянским гнездом. Тема эта неоднократно освещалась в
    русской литературе второй половины XIX века и до Чехова и
    трагедийно-драматически и комически. В чем особенности чеховского
    решения этой проблемы?
    Во многом оно определяется отношением Чехова к уходящему в
    социальное небытие дворянству и идущему ему на смену капиталу,
    которое он выразил в образах соответственно Раневской и Лопахина. В
    обоих сословиях и их взаимодействии Чехов видел преемственность
    носителей отечественной культуры. Дворянское гнездо для Чехова
    прежде всего очаг культуры Конечно, это еще и музей крепостного
    права, и об этом говорится в пьесе, но Чехов видит в дворянской
    усадьбе все-таки в первую очередь культурное гнездо. Раневская_ его
    хозяйка и душа дома. Именно поэтому, несмотря на все ее легкомыслие
    и пороки (многие театры представляют, что она стала в Париже
    наркоманкой), к ней тянутся люди. Вернулась хозяйка, и дом ожил, в
    него потянулись уже, кажется, навсегда покинувшие его прежние
    обитатели.
    Лопахин под стать ей. Он чувствителен к поэзии в широком смысле
    этого слова, у него, как говорит Петя Трофимов, "тонкие, нежные
    пальцы, как у артиста... тонкая нежная душа". И в Раневской он
    чувствует такую же, родственную душу. Пошлость жизни наступает на
    него со всех сторон, он приобретает черты ухаря-купца, начинает
    кичиться своим демократическим происхождением и бравировать
    некультурностью (а это считалось престижным в тогдашних "передовых
    кругах"), но и он ждет Раневскую, чтобы около нее очиститься, снова
    выявить в себе художественно-поэтическое начало. Такое изображение
    капитализма опиралось на реальные факты. Ведь многие русские купцы
    и капиталисты, разбогатевшие к концу века, проявили интерес и заботу
    о культуре. Мамонтов, Морозов, Зимин содержали театры, братья
    Третьяковы основали картинную галерею в Москве, купеческий сын
    Алексеев, взявший сценический псевдоним Станиславский, принес в
    Художественный театр не только творческие идеи, но и отцовское
    богатство, и весьма немалое. Лопахин _ капиталист иного пошиба.
    Поэтому и не удалась его женитьба на Варе, они не пара друг другу:
    тонкая, поэтическая натура богатого купца и приземленная, буднично-
    обыденная, целиком ушедшая в прозу жизни приемная дочь Раневской.
    И вот наступает очередной социально-исторический перелом русской
    жизни. Дворяне выбрасываются из жизни, их место занимает
    буржуазия. Как ведут себя хозяева вишневого сада? По идее, надо
    спасать себя и сад. Как? Социально переродиться, тоже стать буржуа,
    что и предлагает Лопахин. Но для Гаева и Раневской это значит
    изменить себе, своим привычкам, вкусам, идеалам, жизненным
    ценностям. И поэтому они молчаливо отвергают предложение
    Лопахина и бесстрашно идут навстречу своему социальному и
    жизненному краху. В этом отношении глубокий смысл несет в себе
    фигура второстепенного персонажа _ Шарлотты Ивановны. В начале 2
    акта она говорит о себе: "У меня нет настоящего паспорта, я не знаю,
    сколько мне лет... откуда я и кто я _ не знаю... Кто мои родители,
    может, они не венчались... не знаю. Так хочется поговорить, а с кем...
    Никого у меня нет... Все одна, одна, никого у меня нет и... и кто я,
    зачем я, неизвестно". Шарлотта олицетворяет будущее Раневской _ все
    это скоро ждет хозяйку имения. Но и Раневская, и Шарлотта по-
    разному, конечно, проявляют удивительное мужество и даже
    поддерживают бодрость духа в ддругих, потому что для всех персонажей
    пьесы с гибелью вишневого сада кончится одна жизнь, а будет ли
    другая _ весьма гадательно.
    Бывшие хозяева и их окружение (т.е. Раневская, Варя, Гаев, Пищик,
    Шарлотта, Дуняша, Фирс) ведут себя смешно, а в свете
    надвигающегося на них социального небытия глупо, неразумно. Они
    делают вид, что все идет по-прежнему, ничего не изменилось и не
    изменится. Это обман, само- и взаимообман. Но этим они единственно
    могут противостоять неизбежности неотвратимого рока. Лопахин скорее
    искренне горюет, он не видит в Раневской и даже в третирующем его
    Гаеве классовых врагов, для него это дорогие, милые ему люди.
    Общечеловеческий, гуманистический подход к человеку доминируют в
    пьесе над сословно-классовым. Особенно сильна борьба этих двух
    подходов в душе Лопахина, что видно из его заключительного монолога
    3 акта.
    А как ведет себя в это время молодежь? Плохо! У Ани в силу ее
    малолетства самое неопределенное и в то же время радужное
    представление об ожидающем ее будущем. Она в восторге от болтовни
    Пети Трофимова. Последнему хотя и 26 или 27 лет, но он считается
    молодым и, похоже, превратил свою молодость в профессию. Иначе
    объяснить его инфантильность и _ самое удивительное _ общее
    признание, которым он пользуется, нельзя. Раневская жестоко, но
    справедливо выбранила его, в ответ он упал с лестницы. Его красивым
    призывам верит только Аня, но ее, повторим, извиняет ее молодость.
    Гораздо больше того, что он говорит, Петю характеризуют его калоши,
    "грязные, старые".
    Но нас, знающих о кровавых социальных катаклизмах, сотрясавших
    Россию в XX веке и начавшихся буквально сразу после того, как
    отгремели аплодисменты на премьере пьесы и умер ее создатель, слова
    Пети, его мечты о новой жизни, подхваченное Аней желание насадить
    другой сад _ нас все это должно привести к более серьезным выводам о
    сущности образа Пети. Чехов всегда был равнодушен к политике, как
    революционное движение, так и борьба с ним прошли мимо него. Но
    вот в спектакле А.Трушкина Петя появляется в ночной сцене 2 акта в
    студенческой фуражке и тужурке и... с револьвером, чуть ли не
    обвешанный гранатами и пулеметными лентами. Размахивая всем этим
    арсеналом, он выкрикивает слова о новой жизни так, как выступали
    комиссары на митингах пятнадцатью годами позже. И при этом он
    очень напоминает другого Петю, точнее, Петрушу, как называют Петра
    Степановича Верховенского в романе Достоевского "Бесы" (видимо,
    недаром фамилия чеховского Пети образована из отчества отца
    Петруши _ либерала 40-х годов Степана Трофимовича Верховенского).
    Петруша Верховенский _ первый в русской и мировой литературе образ
    революционера-террориста. Сближенье обоих Петь небезосновательно.
    Историк нашел бы в речах чеховского Пети и эсеровские мотивы, и
    социал-демократические нотки.
    Глупая девочка Аня верит этим речам. Другие персонажи
    посмеиваются, иронизируют: слишком большой недотепа этот Петя,
    чтобы его бояться. Да и сад вырубил не он, а купец, желающий
    устроить на этом месте дачи. Чехов не дожил до других дач, устроенных
    на просторах его и нашей многострадальной родины продолжателями
    дела Пети Трофимова (или Верховенского?) на многочисленных
    островах архипелага ГУЛАГ. К счастью, "жить в эту пору прекрасную"
    не пришлось и большинству персонажей "Вишневого сада".
    Как уже говорилось, для Чехова характерна объективная манера
    повествования, в прозе его голос не слышен. В драме услышать
    собственно авторский голос вообще невозможно. И все-таки _ комедия,
    драма или трагедия "Вишневый сад"? Зная, как Чехов не любил
    определенность и, следовательно, неполноту охвата жизненного
    явления со всеми его сложностями, следует осторожно ответить: всего
    понемногу. Последнее слово и в этом вопросе все-таки скажет театр.
    
    
    
    Download
  • Коллекция документации
  • Программы \Soft
  • Почитать
  • Связь с админом сайта
  • Написать админу
  • По поводу рекламы на сайте
  • Гостевая книга
  • 160110913
  • Счётчики и топы
    Кто бы мог подумать, что продвижением сайта в Кирове занимается компания "Арт Киров".
    Друзья и реклама

    Hosted by uCoz