Лучшие школьные сочинения, множество авторов и школьные приколы, всё это на сайте FreeDays
Авторы
  • А.С.Грибоедов
  • А.С. Пушкин
  • М.Ю.Лермонтов
  • Н.В.Гоголь
  • А.П.Чехов
  • И.С.Тургенев
  • Н.А.Некрасов
  • Ф.М.Достоевский
  • Л.Н.Толстой
  • А.М.Горький
  • А.А.Блок
  • С.А.Есенин
  • А.А.Ахматова
  • Б.Пастернак
  • В.В.Маяковский
  • М.Булгаков
  • М.Цветаева
  • А.Платонов
  • А.Т.Твардовский
  • А.И.Солженицын
  • В.Быков
  • Е.Замятин
  • В.Высоцкий
  • А.Н.Толстой
  • И.А.Гончаров
  • А.Н.Островский
  • Приколы
  • Фото учителей
  • Школьные
  • ТЕМА РОДИНЫ И ПРИРОДЫ В ЛИРИКЕ С.А.ЕСЕНИНА.



       Тема родины - одна из главных тем в творчестве С.Есенина. Этого
    поэта принято связывать прежде всего с деревней, с родной для него
    Рязанщиной. Но из рязанской деревни Константиново поэт уехал
    совсем молодым, жил потом и в Москве, и в Петербурге, и за границей,
    в родную деревню приезжал время от времени как гость. Это важно
    знать для понимания позиции С.Есенина. Именно разлука с родной
    землей придала его стихам о ней ту теплоту воспоминаний, которая их
    отличает. В самих описаниях природы у поэта есть та мера
    отстраненности, которая позволяет эту красоту острее увидеть,
    почувствовать.
    Уже в ранних стихах С.Есенина звучат признания в любви к России.
    Так, одно из наиболее известных его произведений - "Гой ты, Русь моя
    родная..." С самого начала Русь здесь предстает как нечто святое,
    ключевой образ стихотворения - сравнение крестьянских хат с
    иконами, образами в ризах, и за этим сравнением - целая философия,
    система ценностей. Мир деревни - это как бы храм с его гармонией
    земли и неба, человека и природы. Мир Руси для С.Есенина - это и
    мир убогих, бедных, горьких крестьянских домов, край заброшенный,
    "деревня в ухабинах", где радость коротка, а печаль бесконечна:
    "Грустная песня, ты - русская боль". Особенно это чувство усиливается
    в стихах поэта после 1914 года - начала войны: деревня кажется ему
    невестой, покинутой милым и ожидающей от него вестей с поля боя.
    Для поэта родная деревня в России - это нечто единое, родина для
    него, особенно в раннем творчестве, - это прежде всего родной край,
    родное село, то, что позднее, уже на исходе XX века, литературные
    критики определили как понятие "малой родины". С присущей
    С.Есенину-лирику склонностью одушевлять все живое, все окружающее
    его, он и к России обращается как к близкому ему человеку: "Ой ты,
    Русь, моя родина кроткая, /Лишь к тебе я любовь берегу". Порой стихи
    поэта обретают ноту щемящей грусти, в них возникает чувство
    неприкаянности, лирический герой их - странник, покинувший родную
    хижину, всеми отверженный и забытый. И единственное, что остается
    неизменным, что сохраняет вечную ценность - это природа и Россия:
    "А месяц будет плыть и плыть,
    Роняя весла по озерам...
    И Русь все также будет жить,
    Плясать и плакать у забора".
    С.Есенин жил в переломную эпоху, насыщенную драматическими и
    даже трагическими событиями. На памяти его поколения - война,
    революция, снова война - теперь уже гражданская. Переломный для
    России год - 1917 - поэт встретил, как и многие художники его круга, с
    надеждами на обновление, на счастливый поворот в крестьянской доле.
    Поэты круга С.Есенина того времени - это Н.Клюев, П.Орешин,
    С.Клычков. Надежды эти выражены в словах Н.Клюева - близкого
    друга и поэтического наставника С.Есенина: "Мужицкая ныне земля,
    /И церковь не наймит казенный". В есенинской поэзии в 1917 году
    появляется новое ощущение России: "Уж смыла, стерла деготь/
    Воспрянувшая Русь". Чувства и настроения поэта этого времени очень
    сложны и противоречивы - это и надежды, и ожидания светлого и
    нового, но это и тревога за судьбу родного края, философские раздумья
    на вечные темы. Одна из них - тема столкновения природы и
    человеческого разума, вторгающегося в нее и разрушающего ее
    гармонию - звучит в стихотворении С.Есенина "Сорокоуст". В нем
    центральным становится обретающее глубоко символический смысл
    состязание между жеребенком и поездом. При этом жеребенок как бы
    воплощает в себе всю красоту природы, ее трогательную беззащитность.
    Паровоз же обретает черты зловещего чудовища. В есенинском
    "Сорокоусте" вечная тема противостояния природы и разума,
    технического прогресса сливается с размышлениями о судьбах России.
    В послереволюционной поэзии С.Есенина тема родины насыщена
    нелегкими думами о месте поэта в новой жизни, он болезненно
    переживает отчуждение от родного края, ему трудно найти общий язык
    с новым поколением, для которого календарный Ленин на стене
    заменяет икону, а "пузатый "Капитал" - Библию. Особенно горько
    поэту сознание того, что новое поколение поет новые песни: "Поют
    агитки Бедного Демьяна". Это тем более грустно, что С.Есенин
    справедливо замечает: "Я поэт! И не чета каким-то там Демьянам".
    Поэтому так горестно звучат его строки: "Моя поэзия здесь больше не
    нужна, /Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен". Но даже желание
    слиться с новой жизнью не заставляет С.Есенина отказаться от своего
    призвания российского поэта; он пишет: "Отдам всю душу октябрю и
    маю, /Но только лиры милой не отдам". И поэтому таким глубоким
    пафосом наполнено его признание:
    "Я буду воспевать
    Всем существом в поэте
    Шестую часть земли
    С названьем кратким "Русь".
    Сегодня нам, живущим в России, трудно до конца понять смысл этих
    строк, а ведь написаны они были в 1924 году, когда само название -
    Русь - было едва ли не запретным, а гражданам полагалось жить в
    "Ресефесере". С темой родины у С.Есенина связано понимание своей
    поэтической миссии, своей позиции "последнего певца деревни",
    хранителя ее заветов, ее памяти. Одним из программных, важным для
    понимания темы родины, у поэта стало стихотворение "Спит ковыль":
    "Спит ковыль.
    Равнина дорогая
    И свинцовой свежести полынь!
    Никакая родана другая
    Не вольет мне в грудь мою теплынь.
    Знать, у всех у нас такая участь,
    И, пожалуй, всякого спроси -
    Радуясь, свирепствуя и мучась,
    Хорошо живется на Руси.
    Свет луны, таинственный и длинный,
    Плачут вербы, шепчут тополя,
    Но никто под окрик журавлиньй
    Не разлюбит отчие поля.
    И теперь, когда вот новым светом
    И моей коснулась жизнь судьбы,
    Все равно остался я поэтом
    Золотой бревенчатой избы.
    По ночам, прижавшись к изголовью,
    Вижу я, как сильного врага,
    Как чужая юность брызжет новью
    На мои поляны и луга.
    Но и все же новью той теснимый,
    Я могу прочувственно пропеть:
    Дайте мне на родине любимой,
    Все любя, спокойно умереть".
    Стихотворение это датировано 1925 годом, относится к зрелой лирике
    поэта. В нем выражены его сокровенные мысли. В строке "радуясь,
    свирепствуя и мучась" - трудный исторический опыт, который выпал на
    долю есенинского поколения. Стихотворение построено на
    традиционно поэтических образах: ковыль как символ русского пейзажа
    и одновременно символ тоски, полынь с ее богатой символикой и
    журавлиный крик как знак разлуки. Традиционному пейзажу, в
    котором олицетворением поэзии является не менее традиционный "свет
    луны", противостоит "новый свет", скорее абстрактный, неживой,
    лишенный поэзии. И в противоположность ему звучит признание
    лирического героя есенинского стихотворения в приверженности
    вековому деревенскому укладу. Особенно значим у поэта эпитет
    "золотой": "Все равно останусь я поэтом /Золотой бревенчатой избы".
    Он один из наиболее часто встречающихся в лирике С.Есенина, но
    обычно он связан с цветовым понятием: золотой - то есть желтый, но
    непременно и с оттенком высшей ценности: "роща золотая", "золотою
    лягушкой луна". В этом стихотворении оттенок ценности преобладает:
    золотой не только цвет избы, сколько символ ее непреходящей
    ценности как символа уклада деревенской жизни с присущей ей
    красотой, гармонией. Деревенская изба - это целый мир, ее разрушение
    не искупается для поэта никакой заманчивой новью. Финал
    стихотворения звучит несколько риторически, но в общем контексте
    поэзии С.Есенина он воспринимается как глубокое и искреннее
    признание автора. Таким образом, тема родины в поэзии С.Есенина
    развивается от безотчетной, почти по-детски естественной
    привязанности к родному краю к осознанной, выдержавшей испытания
    трудным временем перемен и переломов авторской позиции.
    
    
    
    Download
  • Коллекция документации
  • Программы \Soft
  • Почитать
  • Связь с админом сайта
  • Написать админу
  • По поводу рекламы на сайте
  • Гостевая книга
  • 160110913
  • Счётчики и топы
    Кто бы мог подумать, что продвижением сайта в Кирове занимается компания "Арт Киров".
    Друзья и реклама

    Hosted by uCoz