Лучшие школьные сочинения, множество авторов и школьные приколы, всё это на сайте FreeDays
Авторы
  • А.С.Грибоедов
  • А.С. Пушкин
  • М.Ю.Лермонтов
  • Н.В.Гоголь
  • А.П.Чехов
  • И.С.Тургенев
  • Н.А.Некрасов
  • Ф.М.Достоевский
  • Л.Н.Толстой
  • А.М.Горький
  • А.А.Блок
  • С.А.Есенин
  • А.А.Ахматова
  • Б.Пастернак
  • В.В.Маяковский
  • М.Булгаков
  • М.Цветаева
  • А.Платонов
  • А.Т.Твардовский
  • А.И.Солженицын
  • В.Быков
  • Е.Замятин
  • В.Высоцкий
  • А.Н.Толстой
  • И.А.Гончаров
  • А.Н.Островский
  • Приколы
  • Фото учителей
  • Школьные
  • ДУШИ "МЕРТВЫЕ И ЖИВЫЕ" В ПОЭМЕ Н.В.ГОГОЛЯ.



     Объясняя замысел "Мертвых душ", Гоголь писал, что образы поэмы _
    "ничуть не портреты с ничтожных людей, напротив в них собраны
    черты тех, которые считают себя лучше других".
    "Мертвые души" _ это представители господствовавших в то время
    общественных слоев. Поэма построена как похождение "приобретателя"
    Чичикова, покупающего мертвые фактически, но живые юридически,
    т.е. не вычеркнутые из ревизских списков, души.
    Центральное место в первом томе занимают пять "портретных" глав (со
    второй по шестую). Эти главы, построенные по одинаковому плану,
    показывают, как на почве крепостничества складывались разные типы
    крепостников и как крепостное право в 20-30-х годах XIX века, в связи
    с ростом капиталистических сил, приводило помещичий класс к
    экономическому упадку. Гоголь дает эти главы В определенном
    порядке. Бесхозяйственного помещика Манилова (2 глава) сменяет
    мелочная Коробочка (3 глава), безалаберного прожигателя жизни
    Ноздрева (4 глава) _ прижимистый Собакевич (5 глава). Завершает эту
    галерею помещиков Плюшкин _ скряга, доведший свое имение и
    крестьян до полного разорения.
    С большой выразительностью в "портретных" главах дана картина
    упадка помещичьего класса. От праздного мечтателя, живущего в мире
    своих грез, Манилова, к "дубинноголовой" Коробочке, от нее _ к
    бесшабашному моту, вралю и шулеру Ноздреву, далее _ к
    оскотинившемуся кулаку _ "прорехе на человечестве" _ Плюшкину
    ведет нас Гоголь, показывая все большее моральное падение и
    разложение представителей помещичьего мира.
    Поэма превращается в гениальное обличение крепостничества, того
    класса, который является вершителем судеб государства. Галерея
    портретов помещиков открывается образом Манилова. "На взгляд он
    был человек видный; черты лица его не были лишены приятности, но в
    эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приемах и
    оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства.
    Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами". Раньше
    он"служил в армии, где считался скромнейшим, деликатнейшим и
    образованнейшим офицером". Живя в поместье, он "иногда приезжает в
    город... чтобы увидеться с образованнейшими людьми".
    На фоне обитателей города и поместий он кажется "весьма
    обходительным и учтивым помещиком", на котором лежит какой-то
    отпечаток "полупросвещенной" среды. Однако, раскрывая внутренний
    облик Манилова, его характер, рассказывая о его отношении к
    хозяйству и времяпровождении, рисуя прием Маниловым Чичикова,
    Гоголь показывает полнейшую пустоту и никчемность этого
    "существователя".
    Писатель подчеркивает в характере Манилова его никчемность и
    слащавую, бессмысленную мечтательность. У Манилова не было
    никаких живых интересов. Он не занимался хозяйством, передоверив
    его приказчику. Он даже не знал, умирали ли у него крестьяне со
    времени последней ревизии. Вместо тенистого сада, обычно
    окружавшего барский дом, у Манилова "только пять-шесть берез..." с
    жидкими вершинами.
    Свою жизнь Манилов проводит в праздности. Он отошел от всякого
    труда, даже не читает ничего: два года в его кабинете лежит книга,
    заложенная все на той же 14-ой странице. Свое безделье Манилов
    скрашивает беспочвенными мечтами и бессмысленными "прожектами"
    (проектами), вроде постройки подземного хода дома, каменного моста
    через пруд.
    Вместо настоящего чувства_у Манилова "приятная улыбка", вместо
    мысли _ какие-то бессвязные, глупые рассуждения, вместо
    деятельности _ пустые мечты.
    Другим представителем "мертвых душ" в поэме мы назовем Плюшкина.
    Это "прореха на человечестве". Все человеческое умерло в нем, в
    полном смысле это мертвая душа. К такому выводу ведет нас Гоголь,
    развивая и углубляя тему духовной гибели человека.
    Деревенские избы села Плюшкина имеют вид "особенной ветхости",
    барский дом выглядит "инвалидом", бревенчатая мостовая пришла в
    негодность. А каков хозяин? На фоне жалкой деревушки перед
    Чичиковым предстала странная фигура: не то мужик, не то баба, в
    "неопределенном платье, похожем на женский капот", таком рваном,
    замасленном и заношенном, что "если бы Чичиков встретил его, так
    принаряженного, где-нибудь у церковных дверей, то, вероятно, дал бы
    ему медный грош".
    Но не нищий стоял перед Чичиковым, а богатый помещик, владелец
    тысячи душ, у которого кладовые, амбары и сушильни полны были
    всякого добра. Однако все это добро гнило, портилось, превращалось в
    труху. Отношения Плюшкина к покупщикам, его хождения по селу за
    сбором всякой дряни, знаменитые кучи хлама на его столе и на бюро
    выразительно говорят о том, как скряжничество приводит Плюшкина к
    бессмысленному накопительству, приносящему его хозяйству одно
    разорение. Все пришло в полный упадок, крестьяне "мрут, как мухи",
    десятками числятся в бегах. Бессмысленная скупость, царящая в душе
    Плюшкина, порождает в нем подозрительность к людям, недоверие и
    враждебность ко всему окружающему, жестокость и несправедливость
    по отношению к крепостным.
    У Плюшкина нет никаких человеческих чувств, даже отцовских. Вещи
    для него дороже людей, в которых он видит только мошенников и
    воров.
    "И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!"
    _ восклицает Гоголь.
    Вся галерея образов, данная в первом томе "Мертвых душ", убедительно
    раскрывает внутреннее убожество и косный, затхлый вид
    крепостников-душевладельцев. Герои Гоголя _ не Онегины и
    Печорины, а то поместное дворянство, которое представлено на балу у
    Лариных.
    "Мертвым душам" поэмы противопоставлены "живые" _ народ
    талантливый, трудолюбивый, многострадальный.
    С глубоким чувством патриота и верой в великое будущее своего народа
    пишет о нем Гоголь. Он видел бесправие крестьянства, его
    приниженное положение и то отупение и одичание, которые явились
    результатом крепостного права. Таковы дядя Митяй и дядя Миняй,
    крепостная девочка Пелагея, не отличавшая, где право, а где лево,
    плюшкинские Прошка и Мавра, забитые до крайности.
    Но и в этой социальной подавленности Гоголь видел живую душу
    "бойкого народа" и расторопность ярославского мужика. Он с
    восхищением и любовью говорит о способности народа, смелости и
    удали, выносливости и жажде свободы.
    Крепостной богатырь, плотник Пробка "в гвардию годился бы". Он
    исходил с топором за поясом и сапогами на плечах все губернии.
    Каретник Михей создавал экипажи необыкновенной прочности и
    красоты. Печник Милушкин мог поставить печь в любом доме.
    Талантливый сапожник Максим Телятников _ "что шилом кольнет, то
    и сапоги, что сапоги, то и спасибо". А Еремей Сорокоплехин "одного
    оброку приносил по пятьсот рублей!".
    Вот беглый крепостной Плюшкина Абакум Фыров. Не вьщержала его
    душа гнета неволи, потянуло его на широкий волжский простор, он
    "гуляет шумно и весело на хлебной пристани, подрядившись скупцами".
    Но нелегко ему ходить с бурлаками, "таща лямку под одну
    бесконечную, как Русь, песню". В песнях бурлаков Гоголь слышал
    выражение тоски и стремление народа к другой жизни, к прекрасному
    будущему.
    Горячая вера в скрытые до времени, но необъятные силы всего народа,
    любовь к родине, позволили Гоголю гениально предвидеть ее великое
    будущее.
    
    
    
    Download
  • Коллекция документации
  • Программы \Soft
  • Почитать
  • Связь с админом сайта
  • Написать админу
  • По поводу рекламы на сайте
  • Гостевая книга
  • 160110913
  • Счётчики и топы
    Кто бы мог подумать, что продвижением сайта в Кирове занимается компания "Арт Киров".
    Друзья и реклама

    Hosted by uCoz