Лучшие школьные сочинения, множество авторов и школьные приколы, всё это на сайте FreeDays
Авторы
  • А.С.Грибоедов
  • А.С. Пушкин
  • М.Ю.Лермонтов
  • Н.В.Гоголь
  • А.П.Чехов
  • И.С.Тургенев
  • Н.А.Некрасов
  • Ф.М.Достоевский
  • Л.Н.Толстой
  • А.М.Горький
  • А.А.Блок
  • С.А.Есенин
  • А.А.Ахматова
  • Б.Пастернак
  • В.В.Маяковский
  • М.Булгаков
  • М.Цветаева
  • А.Платонов
  • А.Т.Твардовский
  • А.И.Солженицын
  • В.Быков
  • Е.Замятин
  • В.Высоцкий
  • А.Н.Толстой
  • И.А.Гончаров
  • А.Н.Островский
  • Приколы
  • Фото учителей
  • Школьные
  • МЦЫРИ КАК РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ



       Одной из вершин художественного наследия Лермонтова является
    поэма "Мцыри" - плод деятельной и напряженной творческой работы.
    Еще в раннюю пору в воображении поэта возник образ юноши,
    произносящего на пороге смерти гневную, протестующую речь перед
    своим слушателем" - старшим монахом. В поэме "Исповедь" (1830 год,
    действие происходит в Испании) герой, заключенный в темницу,
    провозглашает право на любовь, которая выше монастырских уставов.
    Увлечение Кавказом, стремление к изображению ситуаций, в которых с
    наибольшей полнотой может раскрыться мужественный характер героя,
    приводит Лермонтова в пору высшего расцвета его дарования к
    созданию поэмы "Мцыри" (1840 год), повторяющей многие стихи из
    предшествующих стадий работы над тем же образом. Перед "Мцыри"
    была написана поэма "Беглец". В ней Лермонтов развивает тему кары за
    трусость и предательство. Краткий сюжет: изменник долгу, забывший о
    родине, Гарун сбежал с поля битвы, не отомстив врагам за гибель отца
    и братьев. Но беглеца не примет ни друг, ни возлюбленная, ни мать,
    даже от трупа его все отвернутся, и никто не отнесет его на кладбище.
    Поэма призывала к героизму, к борьбе за свободу отчизны. В поэме
    "Мцыри" Лермонтов развивает идею мужества и протеста, заложенную в
    "Исповеди" и поэме "Беглец". В "Мцыри" поэт почти полностью
    исключил любовный мотив, игравший столь значительную роль в
    "Исповеди" (любовь героя-монаха к монахине). Этот мотив отразился
    лишь в краткой встрече Мцыри с грузинкой у горного потока. Герой,
    побеждая непроизвольный порыв молодого сердца, отказывается от
    личного счастья во имя идеала свободы. Патриотическая идея
    сочетается в поэме с темой свободы, как и в творчестве поэтов-
    декабристов. Лермонтов не разделяет этих понятий: в одну, но
    "пламенную страсть" сливается любовь к отчизне и жажда воли.
    Тюрьмой становится для Мцыри монастырь, душными кажутся ему
    кельи, сумрачными и глухими - стены, трусливыми и жалкими -
    стражи-монахи, сам он - рабом и узником. Его желание узнать, "для
    воли иль тюрьмы на этот свет родились мы", обусловлено страстным
    порывом к свободе. Короткие дни для побега - это для него воля.
    Только вне монастыря он жил, а не прозябал. Только эти дни он
    называет блаженством. Свободолюбивый патриотизм Мцыри меньше
    всего похож на мечтательную любовь к родным красивым пейзажам и
    дорогим могилам, хотя герой тоскует и о них. Именно потому, что он
    истинно любит отчизну, он хочет сражаться за свободу родины. Но
    вместе с тем поэт с несомненной симпатией воспевает воинственные
    мечты юноши. Поэма не раскрывает до конца стремлений героя, но
    они ощутимы в намеках. О своем отце и знакомых Мцыри вспоминает
    прежде всего как о воинах; не случайно ему снятся сражения, в
    которых он .побеждает, недаром мечты влекут его в "чудный мир тревог
    и битв". Он убежден, что мог бы быть "в краю отцов не из последних
    удальцов". Хотя судьба не дала Мцыри изведать упоение битвой, но
    всем строем своих чувств он - воин. Суровой сдержанностью он
    отличался еще с детских лет. Юноша, гордясь этим, говорит; "Ты
    помнишь, в детские года слезы не знал я никогда". Волю слезам он дает
    лишь во время побега, потому что никто их не видит. Трагическое
    одиночество в монастыре закалило волю Мцыри. Не случайно, что он
    бежал из монастыря в грозовую ночь: то, что устрашило боязливых
    монахов, наполняло его сердце чувством братства с грозой. Мужество и
    стойкость Мцыри с наибольшей силой проявляется, в битве с барсом.
    Его не страшила могила, потому что он знал; возврат в монастырь - это
    продолжение прежних страданий. Трагический финал свидетельствует о
    том, что приближение смерти не ослабляет духа героя и мощи его
    вольнолюбивого патриотизма. Увещевания старого монаха не
    заставляют его раскаяться. Он и теперь бы "рай и вечность променял"
    за несколько минут жизни среди близких (стихи, вызывавшие
    недовольство цензуры). Не его вина, если ему не удалось стать в ряды
    борцов за то, что он считал своим святым долгом: обстоятельства
    оказались непреодолимыми, и он напрасно "спорил с судьбой".
    Побежденный, он духовно не сломлен и остается положительным
    образом нашей литературы, а его мужественность, цельность, героизм
    являлись укором раздробленным сердцам боязливых и бездеятельных
    современников из дворянского общества.
    Кавказский пейзаж введен в поэму главным образом как средство
    раскрытия образа героя. Презирая свое окружение, Мцыри чувствует
    лишь родство с природой. Заключенный в монастырь, он сравнивает
    себя с бледным типичным листком, выросшим меж сырых плит.
    Вырвавшись на волю, он вместе с сонными цветами поднимает голову,
    когда озолотился восток. Дитя природы, он припадает к земле и узнает,
    как сказочный герой, тайну птичьих песен, загадки их вещего
    щебетания. Ему понятен спор потока с камнями, дума разъединенных
    скал, жаждущих встречи. Взор его обострен: он замечает блеск змеиной
    чешуи и отливы серебра на шерстя барса, он видит зубцы далеких гор и
    бледную полосу "меж темным небом и землей", ему чудится, что его
    "прилежный взор" мог бы следить через прозрачную синеву неба полет
    ангелов. (Характеру героя соответствует и стих поэмы).
    Поэма Лермонтова продолжает традиции передового романтизма,
    Мцыри, полный пламенных страстей, сумрачный и одинокий,
    раскрывающий свою "душу" в рассказе-исповеди, воспринимается как
    герой романтических поэм. Однако Лермонтов, создавший "Мцыри" в
    те годы, когда создавался и реалистический роман "Герой нашего
    времени", вносит такие черты в свое произведение, которых нет в более
    ранних его поэмах. Если прошлое героев "Исповеди" и "Боярина Орши"
    остается совершенно неизвестным, и мы не знаем тех социальных
    условий, которые сформировали их характеры,, то строки о
    несчастливом детстве и отечестве Мцыри помогают глубже понять
    переживания и мысли героя. Сама форма исповеди, характерная для
    романтическим поэм, связана со стремлением глубже раскрыть -
    "рассказать душу". Этот психологизм произведения, детализация
    переживаний героя естественны для поэта, который в то же время
    создавал социально-психологический роман.
    Выразительно сочетание обильных метафор романтического характера в
    самой исповеди (образы огня, пламенности) с реалистически точной и
    поэтически скупой речью вступления. ("Однажды русский генерал...")
    Романтическая поэма свидетельствовала о росте реалистических
    тенденций в творчестве Лермонтова.
    Лермонтов вошел в русскую литературу как продолжатель традиций
    Пушкина и поэтов-декабристов, и вместе с тем как новое звено в цепи
    развития национальной культуры. По словам Белинского, он внес в
    национальную литературу свой, "лермонтовский элемент". Сжато
    поясняя, что надо вкладывать в это определение, критик в качестве
    первой характерной черты творческого наследия поэта отмечал
    "самобытную живую мысль" в его стихах. Повторял Белинский "Все
    дышит самобытною и творческою мыслью".
    
    
    
    Download
  • Коллекция документации
  • Программы \Soft
  • Почитать
  • Связь с админом сайта
  • Написать админу
  • Кто бы мог подумать, что продвижением сайта в Кирове занимается компания "Арт Киров".
    Друзья и реклама

    Hosted by uCoz