Лучшие школьные сочинения, множество авторов и школьные приколы, всё это на сайте FreeDays
Авторы
  • А.С.Грибоедов
  • А.С. Пушкин
  • М.Ю.Лермонтов
  • Н.В.Гоголь
  • А.П.Чехов
  • И.С.Тургенев
  • Н.А.Некрасов
  • Ф.М.Достоевский
  • Л.Н.Толстой
  • А.М.Горький
  • А.А.Блок
  • С.А.Есенин
  • А.А.Ахматова
  • Б.Пастернак
  • В.В.Маяковский
  • М.Булгаков
  • М.Цветаева
  • А.Платонов
  • А.Т.Твардовский
  • А.И.Солженицын
  • В.Быков
  • Е.Замятин
  • В.Высоцкий
  • А.Н.Толстой
  • И.А.Гончаров
  • А.Н.Островский
  • Приколы
  • Фото учителей
  • Школьные
  • ОБРАЗ АВТОРА В РОМАНЕ "ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ"



       Мне жизнь все как-то коротка. И все боюсь, что не успею я свершить
    чего-то. (Лермонтов "Монолог")
    Именем М.Ю. Лермонтова открывается новая страница русской
    литературы. Чтобы правильно понять характер Лермонтова, необходимо
    знать политическую обстановку, сложившуюся в России в 30-е годы
    XIX века, так как она оказала
    большое влияние на формирование Лермонтова как Человека. Николай
    1, расправившийся жестоко с декабристами, старался с корнем вырвать
    их идеи. Молодое поколение не могло выступить против царского
    режима, но, несмотря на реакцию, лучшие люди 30-х годов продолжали
    бороться, и среди них первым был Лермонтов. Мотивы избранничества
    и жертвенности звучат почти во всех стихах Лермонтова, эту же тему он
    раскрывает и в "Герое нашего времени". Как часто в лирике
    Лермонтова и в раздумьях Печорина мы встречаем печальное
    признание того, что люди их поколения - это тощие плоды, до времени
    созревшие, которые не радуют глаз. Мы говорим, что Печорин -
    типичный герой 30-х годов, значит и в Лермонтове есть что-то от
    Печорина. Как перекликаются слова Печорина о том, что он презирает
    жизнь, с лермонтовскими словами: "Но судьбу я и мир презираю",
    поэтому-то в "Герое нашего времени" мы так явственно слышим голос
    автора.
    Что общего у Лермонтова с его героем Печориным? Несомненно, что
    они были близки, ведь им пришлось жить в невероятно трудное и
    тяжелое время. Они жили в эпоху "безвременья", породившую
    страшную болезнь. Болезнь эта состояла в том, что в условиях
    самодержавно-полицейского государства "силы необъятные",
    дремавшие в молодом поколении, не могли найти себе достойного
    применения. Люди, одаренные от природы умом и волей живой, и
    своенравной головой, и сердцем, пламенным и нежным", остро
    переживали эту трагедию. В размышлениях Печорина навязчиво звучит
    мотив человека, прикованного к чиновничьему столу, вынужденного
    весь век оставаться титулярным советником. Вспомним, что уже в
    ранних стихах Лермонтова слышатся горькие жалобы на жизнь, "где
    стонет человек от рабства и цепей", а в зрелые годы поэт вкладывает в
    уста бывалого солдата, рассказывающего о героизме русских воинов
    при Бородине, горький упрек: "Богатыри - не вы", обращенные к
    сверстникам поэта. О них, о своих современниках Лермонтов писал:
    Печально я гляжу па наше поколенье: Его грядущее иль пусто, иль
    темно. Меж тем, под бременем познанья и сомненья В бездействии
    состарится оно.
    Лермонтов доказал, что он имеет право упрекать свое поколение в
    бездействии, изобразив главного героя типичным представителем тех
    юношей, которые сначала вступили в конфликт с обществом, а потом
    уже не пытались бороться против установившегося порядка, они
    выдохлись и не имели достаточно сил, чтобы бороться.
    Печорин - это плод воображения самого автора, а как любой автор,
    волей .или неволею через своего героя выражает свои сокровенные
    мысли, свою жизненную позицию, если даже взгляды их расходятся.
    Изображая портрет Печорина, Лермонтов невольно в общих чертах дал
    свой собственный портрет. Иван Тургенев в своих литературных
    воспоминаниях пишет о Лермонтове: "В наружности Лермонтова было
    что-то зловещее и трагическое, какой-то сумрачной и недоброй силой,
    задумчивой презрительностью и страстью веяло от его лица, от его
    больших, неподвижно-темных глаз. Их тяжелый взор странно не
    согласовывался с выражением почти детских нежных и выдававшихся
    губ". Почти такое выражение было и у Печорина. Противоречие глаз и
    рта - особенность его внешнего облика.
    Лермонтов был выше и глубже своего героя. Тургенев верно разгадал
    причины тяжкой грусти, томившей поэта: "Внутренне Лермонтов
    скучал глубоко: он задыхался в тесной сфере, куда его втолкнула
    судьба". Печорин тоже скучает в светском обществе, оно его даже не
    забавляет. В чем суть трагедии Лермонтова и Печорина? Мне кажется,
    эту мысль хорошо выразил Герцен, он писал в своей книге "О развитии
    революционных идей в России": "Нам дают обширное образование, нам
    прививают желания, стремления, страдания современного мира и нам
    кричат: "Оставайтесь рабами, немыми, бездеятельными, или вы
    погибли". Тот же крик души содержится и в стихотворении Лермонтова
    "Монолог": "К чему глубокие познанья, жажда славы, талант и пылкая
    любовь свободы, когда мы их употребить не можем?... И нам горька
    остылой жизни чаша, и уж ничто души не веселит". В статьях о
    Лермонтове, написанных после его смерти, много говорилось о его
    "демонизме", о тоске, о печали, об отчаянии одинокой души. Таковым
    был и Печорин. Что-то демоническое и роковое ощущается в его
    натуре. Он несчастен, и сам приносит людям несчастье, это как
    заразная болезнь, от которой никуда не уйти. Печориных было
    большинство в молодом поколении 30-х годов, однако мы не можем
    причислить к их числу самого Лермонтова. Ведь его не согнула
    полицейская дубинка, не запугали ссылки и угрозы. Лермонтов прошел
    через исключение из университета, его волю не сломили две ссылки, и
    лучшее доказательство этому - смелость, с которой он бросал в лицо
    "свободы гения и славы палачей" свои стихи, облитые злостью и
    горечью, и мужество, которое нужно было для создания "Героя нашего
    времени". Николай 1 писал жене о книге Лермонтова: "По моему
    убеждению, это жалкая книга, обнаруживающая большую
    испорченность ее автора". Реакционные круги поспешили очернить
    Лермонтова, заявив, что он в Печорине изобразил самого себя.
    Лермонтову это было крайне неприятно. В предисловии к роману
    Лермонтов язвительно высмеял попытки поставить знак равенства
    между автором романа и его героем. Поэт подчеркнул, что в образе
    Печорина дан не портрет одного человека, а, художественный тип,
    вобравший в себя черты целого поколения молодых людей начала века.
    Однако, на мой взгляд, роман, все-таки был отчасти автобиографичен.
    Новиков, исследовавший жизнь Пушкина и Лермонтова, пишет в своей
    повести "О душах живых и мертвых" о том, что прообразом Веры из
    "Героя нашего времени" послужила Варенька Бахметьева, которую
    Лермонтов страстно любил, а ее муж Бахметьев (старый ревматик) -
    прообраз мужа Веры.
    Что давало Лермонтову силу, что помогало ему стать великим поэтом и
    писателем? Ведь одного, даже огромного, таланта мало для этого. Силу
    эту черпал он в родной земле, в своей "странной любви" в Родине. Если
    в дневнике Печорина, рассказывающем о его мыслях и чувствах за
    довольно долгий промежуток времени, нет и слова о России, то все
    мысли и стихи Лермонтова проникнуты любовью к ней, чувством
    внутренней связи с народом. Эта высокая любовь озарила короткую
    жизнь Лермонтова, сделала его великим. Среди унылой толпы
    Печориных, прошедших без следа, "не бросивши векам ни мысли
    плодовитой...", нет М.Ю. Лермонтова. И если Печорин был жертвой
    своего времени, то Лермонтов - настоящим его героем.
    
    
    
    Download
  • Коллекция документации
  • Программы \Soft
  • Почитать
  • Связь с админом сайта
  • Написать админу
  • По поводу рекламы на сайте
  • Гостевая книга
  • 160110913
  • Счётчики и топы
    Кто бы мог подумать, что продвижением сайта в Кирове занимается компания "Арт Киров".
    Друзья и реклама

    Hosted by uCoz