Поэт и общество в лирике М.Ю. Лермонтова.Значительную часть своего творчества М.Ю. Лермонтов посвятил проблеме взаимопонимания поэта и общества. В творчестве поэта это тема активных и часто даже враждебных взаимоотношений между творческой лич- ностью и окружающей средой. Мне кажется, что особенно ярко проблематика этих взаимоотноше- ний выражена в стихотворении "Пророк". Нужно заметить, что это стихот- ворение Лермонтов начинает именно с того момента, на котором остано- вился А. С. Пушкин в своем "Пророке": "С тех пор, как вечный судия мне дал всевидение пророка..." Можно отметить идею преемственности в этих двух произведениях: от социального оптимизма Пушкина к абсолютному одиночеству и трагич- ности лирического героя Лермонтова. И если Пушкин показывает нам про- цесс создания Творцом пророка, то Лермонтов показал нам уже результат деятельности пророка. Жизнь лермонтовского героя полна страданий и му- чений от непонимания и неверия людей: "В меня все ближние мои бросали бешено каменья". "Шумный град" встречает лермонтовского героя насмеш- ками "самолюбивой" пошлости, презрением. Различие трактовки пророков Пушкина и Лермонтова сказалось в самом облике. Пушкин наделяет своего героя сверхъестественными свойс- твами, Лермонтов же вносит в описание своего героя чисто человеческие черты , даже бытовые подробности: он худ, бледен, одет в лохмотья, он пробирается через город, слыша за спиной оскорбительные возгласы: ...Как он угрюм, и худ, и бледен! Смотрите, как он наг и беден, Как презирают все его! У Пушкина мы видим веру в свободу, в общество, оптимизм, у Лермонтова мы замечаем совершенно иное настроение: здесь нет надежд и веры. Его стихотворение глубоко пессимистично. Тема поэта и общества появляется и становится главной и в та- ких произведениях Лермонтова, как "Смерть поэта" и "Поэт", "Журналист, читатель и писатель" и др. Так стихотворение "Смерть поэта" стало не только тем произве- дением, которое прославило Лермонтова, но и изменило его судьбу,- за него поэт был сослан на Кавказ. В этом страстном стихотворении, посвя- щенном смерти Пушкина, поэт клеймит тех, "кто жадною толпой" стоит у трона, кто явился истинной причиной гибели Пушкина. Именно они - гони- тели таланта, сплетники, наушники, "свободы, гения и славы палачи" стали причиной смерти поэта. В другом стихотворении, названном Лермонтовым "Поэт", эта тема взаимоотношений поэта и толпы, поэта и черни, поэта и общества раскры- вается по-другому. Здесь Лермонтов применяет иной художественный при- ем, прием параллелизма образов. Стихотворение можно разбить на две части. В первой части Лермонтов рассказывает нам о кинжале , когда-то боевом оружии, а теперь ненужной золоченой игрушке, висящей на стене. Во второй части автор сравнивает участь кинжала с судьбой поэта. Поэт затих, голос его не слышен, былые подвиги (когда голос его звучал "как колокол на башне вечевой среди торжеств и бед народных") забыты, толпа презирает его. Но в заключение пессимистический тон меняется на обна- деживающий: Проснешься ль ты опять, Осмеянный пророк, Иль никогда на голос мщенья Из золотых ножон не вырвешь Свой клинок, Покрытый ржавчиной презренья! Недаром в конце этого стихотворения вновь возникает образ про- рока, который является символом гражданской, богом данной поэзии. Тема поэта и поэзии, назначения поэта стала одной из значи- тельных тем в русской литературе. Продолжателями этой темы можно счи- тать Некрасова, Маяковского, Ахматову, Пастернака и других поэтов сов- ременности. |
|