Социально-историческое и общечеловеческое в героях Н.В. Гоголя.Произведения Гоголя охватывают период 40-х годов XIX века. Это время разгула бюрократии и чиновничьего аппарата в благоприятных для этого условиях русской действительности. Кроме того, это время беспо- щадной эксплуатации народа, угнетенного и бесправного, живущего под гнетом крепостного права. Гоголь - великий писатель своего времени. Он первый в русской литературе попытался сатирически изобразить чиновников, подхалимов и хитрецов, приспособившихся добывать деньги за счет глупости других. Гоголь написал много произведений, в которых тема разоблачения взяточников, подхалимов, низкопоклонников стала центральной. Это поэма "Мертвые души", в которой писатель высмеял общество помещиков-крепост- ников, чиновников-бюрократов; комедия "Ревизор", повести "Нос" и "Ши- нель", показывающие глупость людей, управляющих государством. Социально-исторические черты присущи всем героям Гоголя. Су- ществовавшая социальная действительность наложила глубокий отпечаток на характеры и взгляды людей того времени. Это можно показать на при- мере любого произведения Гоголя. Возьмем, например, "Мертвые души". В этом произведении выведена целая галерея моральных уродов, типажей, ставших нарицательными именами. Гоголь последовательно изображает по- мещиков, чиновников и главного героя поэмы дельца Чичикова. Остановим- ся подробнее на типах помещиков. Все они являются эксплуататорами, вы- сасывающими кровь из крепостных крестьян. Но пять портретов, выведен- ных в произведении, все-таки отличаются друг от друга. Всем им присущи не только социально-исторические, но и общечеловеческие черты и поро- ки. Например, Манилов. Он не просто глупый мечтатель, ничего не делаю- щий, не желающий трудиться. Все его занятия состоят из выколачивания пепла из трубок на подоконник или в беспочвенных прожектах о мосте че- рез пруд, да о купеческих лавках, в которых будет продаваться всякая снедь для крестьян. Образ Манилова является находкой Гоголя. В русской литературе он найдет продолжение в творчестве Гончарова. Кстати, как образ Манилова, так и образ Обломова стал нарицательным. В другой главе появляется "дубинноголовая" Коробочка. Но этот образ не так уж и однобок, как принято писать о нем в критике. Нас- тасья Петровна - женщина добрая, гостеприимная (ведь Чичиков попадает к ней ночью, сбившись с дороги), хлебосольная. Она не так тупа, как принято о ней думать. Вся ее "тупость" проистекает оттого, что она бо- ится продешевить, продать "мертвые души" себе в убыток. Она скорее мо- рочит Чичикова. Но тот факт, что она практически и не удивляется пред- ложению Чичикова, говорит о ее беспринципности, а не о тупости. Говоря о помещиках, нельзя не вспомнить еще одну черту, порож- денную строем, - это жажда накопительства, наживы и глубокая рассчет- ливость во всех предпринимаемых делах. Таков Собакевич. Это человек, бесспорно, хитрый и умный, ведь он первый из помещиков понял, зачем Чичиков скупает мертвые души. Понял и надул, подсунув в списки умерших крестьян женское имя Елизавета Воробей, которое он написал через "ер". Но жажда накопительства приводит к своей абсолютной противоположности - к нищете. Мы это видим в Плюшкине, вечном образе Скупого. Плюшкин превратился в животное, утратил даже свой пол (Чичиков даже принимает его за женщину), стал "прорехой на человечестве". Бюрократизм и самодержавие способствуют появлению в России дельцов, подобных Чичикову, готовых идти к своей цели по головам дру- гих, более слабых людей, идти к цели, расталкивая других локтями. Подтверждением этому служит история жизни Чичикова: сначала он "надул" своего учителя, потом повытчика, затем своего товарища-таможенника. Здесь Гоголь показывает, что страсть наживы убивает в человеке все че- ловеческое, растлевает его, омертвляет его душу. В комедии "Ревизор" перед нами та же глупость, трусость, непо- рядочность героев. Главный герой Хлестаков - олицетворение душевной пустоты, фанфаронства, глупости. Он похож на пустой сосуд, который можно наполнить, чем угодно. Именно поэтому чиновники уездного города Н принимают его за важную персону. Они хотят видеть в нем ревизора, и он ведет себя так, как по их понятиям должен вести себя ревизор-взя- точник. В образе Хлестакова Гоголь высмеивает душевную пустоту, хвас- товство, стремление выдать желаемое за действительное. В произведениях Гоголя, как мы видим, показаны не только соци- ально-исторические типы людей, но и общечеловеческие пороки: пустота, глупость, жадность, стремление к наживе. Герои Гоголя бессмертны, по- тому что бессмертны человеческие пороки. |
|