Лучшие школьные сочинения, множество авторов и школьные приколы, всё это на сайте FreeDays
Авторы
  • А.С.Грибоедов
  • А.С. Пушкин
  • М.Ю.Лермонтов
  • Н.В.Гоголь
  • А.П.Чехов
  • И.С.Тургенев
  • Н.А.Некрасов
  • Ф.М.Достоевский
  • Л.Н.Толстой
  • А.М.Горький
  • А.А.Блок
  • С.А.Есенин
  • А.А.Ахматова
  • Б.Пастернак
  • В.В.Маяковский
  • М.Булгаков
  • М.Цветаева
  • А.Платонов
  • А.Т.Твардовский
  • А.И.Солженицын
  • В.Быков
  • Е.Замятин
  • В.Высоцкий
  • А.Н.Толстой
  • И.А.Гончаров
  • А.Н.Островский
  • Приколы
  • Фото учителей
  • Школьные
  • Особенности жанра и композиции поэмы Гоголя "Мертвые души". Художест- венные особенности поэмы.



       Гоголь давно мечтал написать произведение,  в "котором бы яви-
    лась вся Русь".  Это должно было быть грандиозное описание быта и нра-
    вов  России  первой  трети  XIX века.  Таким произведением стала поэма
    "Мертвые души",  написанная в 1842 г. Первое издание произведения было
    названо "Похождения Чичикова, или мертвые души". Такое название снижа-
    ло истинное значение этого произведения, переводило в область авантюр-
    ного романа,  Гоголь нашел на это по цензурным соображениям, для того,
    чтобы поэма была издана.
    
            Почему же Гоголь назвал свое произведение поэмой.  Определение
    жанра стало ясно писателю только в последний момент, так как еще рабо-
    тая над поэмой, Гоголь называет ее то поэмой, то романом.
    
            Чтобы понять особенности жанра поэмы "Мертвые души", можно со-
    поставить это произведение с "Божественной комедией" Данте, поэта эпо-
    хи Возрождения.  Ее влияние чувствуется в поэме Гоголя.  "Божественная
    комедия" состоит из трех частей.  В первой части к поэту является тень
    древнеримского поэта Вергилия,  которая сопровождает лирического героя
    в ад,  они проходят все круги,  перед их взором проходит целая галерея
    грешников.  Фантастичность сюжета не мешает Данте раскрыть тему  своей
    Родины  - Италии,  ее судьбы.  По сути,  Гоголь задумал показать те же
    круги ада, но ада России. Недаром название поэмы "Мертвые души" идейно
    перекликается с названием первой части поэмы Данте "Божественная коме-
    дия", которая называется "Ад".
    
            Гоголь наряду с сатирическим отрицанием вводит элемент  воспе-
    вающий,  созидательный - образ России. С этим образом связано "высокое
    лирическое движение", которым в поэме по временам сменяется комическое
    повествование.
    
            Значительное место  в поэме "Мертвые души" занимают лирические
    отступления и вставные эпизоды,  что характерно для поэмы как  литера-
    турного жанра.  В них Гоголь касается самых острых общественных вопро-
    сов России. Мысли автора о высоком назначении человека, о судьбе Роди-
    ны и народа здесь противопоставлены мрачным картинам русской жизни.
    
            Итак, отправимся за героем поэмы "Мертвые души" Чичиковым в Н.
    
            С первых  же  страниц  произведения мы ощущаем увлекательность
    его сюжета,  так как читатель не может предположить, что после встречи
    Чичикова с Маниловым будут встречи с Собакевичем и Ноздревым. Читатель
    не может догадаться и о конце поэмы, потому что все ее персонажи пост-
    роены по принципу градации: один хуже другого. Например, Манилова, ес-
    ли его рассматривать как отдельный образ,  нельзя воспринимать как по-
    ложительный  (на столе у него лежит книга,  открытая на одной и той же
    странице,  а его вежливость притворна:  "Позвольте этого вам не позво-
    лять"),  но по сравнению с Плюшкиным Манилов во многом даже выигрывает
    чертами характера.  Но в центр внимания Гоголь поставил образ Коробоч-
    ки,  так как она является своеобразным единым началом всех персонажей.
    По мысли Гоголя это - символ "человека-коробочки",  в котором заложена
    идея неуемной жажды накопительства.
    
            Тема разоблачения  чиновничества проходит через все творчество
    Гоголя: она выделяется и в сборнике "Миргород", и в комедии "Ревизор".
    
    В поэме "Мертвые души" она переплетается с темой крепостничества.
    
            Особое место в поэме занимает "Повесть о капитане Копейкине".
    
    Она сюжетно связана с поэмой,  но имеет большое значение для раскрытия
    идейного содержания произведения.  Форма сказа придает повести жизнен-
    ный характер: она обличает правительство.
    
            Миру "мертвых душ" в поэме противопоставлен  лирический  образ
    народной  России,  о которой Гоголь пишет с любовью и восхищением.  За
    страшным миром помещичьей и чиновничьей России Гоголь чувствовал  душу
    русского  народа,  которую  и выразил в образе быстро несущейся вперед
    тройки,  воплощающей в себе силы России:  "Не так ли и ты,  Русь,  что
    бойкая,  необгонимая  тройка несешься?" Итак,  мы остановились на том,
    что изображает Гоголь в своем произведении.  Он изображает  социальную
    болезнь  общества,  но также следует остановиться на том,  как удается
    это сделать Гоголю.
    
            Во-первых, Гоголь пользуется приемами социальной типизации.  В
    изображении  галереи  помещиков умело сочетает общее и индивидуальное.
    Практически все его персонажи  статичны,  они  не  развиваются  (кроме
    Плюшкина  и Чичикова),  запечатлены автором как результат.  Этот прием
    подчеркивает еще раз,  что все эти  Маниловы,  Коробочки,  Собакевичи,
    Плюшкины и есть мертвые души.  Для характеристики своих персонажей Го-
    голь использует и излюбленный прием - характеристика  персонажа  через
    деталь. Гоголя можно назвать "гением детализации", так порой точно де-
    тали отражают характер и внутренний мир персонажа.  Чего стоит, напри-
    мер,  описание имения и дома Манилова.  Когда Чичиков въезжал в имение
    Манилова, он обратил внимание на заросший английский пруд, на покосив-
    шуюся беседку,  на грязь и безхозность, на обои в комнате Манилова, то
    ли серые,  то ли голубые,  на обтянутые рогожей два стула,  до которых
    так и не доходят руки хозяина. Все эти и еще много других деталей под-
    водят нас к главной характеристике,  сделанной самим автором:  "Ни то,
    ни се,  а черт знает,  что такое!" Вспомним Плюшкина,  эту "прореху на
    человечестве",  который потерял даже пол свой. Он выходит к Чичикову в
    засаленном халате,  на голове какой-то немыслимый платок, везде запус-
    тение,  грязь,  ветхость.  Плюшкин - крайняя степень деградации. И все
    это передается через деталь,  через те мелочи жизни, которыми так вос-
    хищался А.С.Пушкин:  "Еще ни у одного писателя не было этого дара выс-
    тавлять так ярко пошлость жизни,  уметь очертить в такой силе пошлость
    пошлого человека,  чтобы вся та мелочь,  которая ускользает  из  глаз,
    мелькнула бы крупно в глаза всем".
    
            Главная тема поэмы - это судьба России:  ее прошлое, настоящее
    и будущее. В первом томе Гоголь раскрыл тему прошлого родины. Задуман-
    ные им второй и третий тома должны были повествовать о настоящем и бу-
    дущем России.  Этот замысел можно сравнить со второй и третей  частями
    "Божественной комедии" Данте:  "Чистилище" и "Рай". Однако этим замыс-
    лам не суждено было сбыться:  второй том оказался неудачным по идее, а
    третий так и не был написан. Поэтому поездка Чичикова и осталась поез-
    дкой в неизвестность.  Гоголь терялся,  задумываясь о будущем России :
    "Русь, куда же ты несешься? Дай ответ. Не дает ответа".
    
    Download
  • Коллекция документации
  • Программы \Soft
  • Почитать
  • Связь с админом сайта
  • Написать админу
  • По поводу рекламы на сайте
  • Гостевая книга
  • 160110913
  • Счётчики и топы
    Кто бы мог подумать, что продвижением сайта в Кирове занимается компания "Арт Киров".
    Друзья и реклама

    Hosted by uCoz