|
Характер основного конфликта в комедии Грибоедова "Горе от ума".
Александр Сергеевич Грибоедов был одним из умнейших людей сво-
его времени. Он получил блестящее образование, знал несколько восточ-
ных языков, был тонкий политик и дипломат. Грибоедов погиб в 34 года
мучительной смертью, растерзанный фанатиками, оставив потомкам два за-
мечательных вальса и комедию "Горе от ума".
"Горе от ума" - социально- политическая комедия. Грибоедов дал
в ней правдивую картину русской жизни после Отечественной войны 1812
года. В комедии показан процесс отхода передовой части дворянства от
косной среды и борьбы со своим классом. Читатель может проследить раз-
витие конфликта между двумя общественно-политическими лагерями: кре-
постников (фамусовское общество) и антикрепостников (Чацкий).
Фамусовское общество традиционно. Жизненные устои его таковы,
что "учиться надо, на старших глядя", уничтожать вольнодумные мысли,
служить с покорностью лицам, стоящим ступенькой выше, а главное - быть
богатым. Своеобразным идеалом этого общества являются в монологах Фа-
мусова Максим Петрович и дядя Кузьма Петрович:
... Вот пример:
Покойник был почтенный камергер,
С ключом и сыну ключ умел доставить;
Богат, и на богатой был женат;
Переженил детей, внучат;
Скончался, все о нем прискорбно поминают:
Кузьма Петрович! Мир ему!-
Что за тузы в Москве живут и умирают!...
Образ Чацкого, напротив, это что-то новое, свежее, врывающееся
в жизнь, несущее перемены. Это реалистический образ, выразитель пере-
довых идей своего времени. Чацкого можно было бы назвать героем своего
времени. В монологах Чацкого прослеживается целая политическая прог-
рамма. Он разоблачает крепостничество и его порождения: бесчеловеч-
ность, лицемерие, тупую военщину, невежество, лжепатриотизм. Он дает
беспощадную характеристику фамусовскому обществу.
Диалоги Фамусова и Чацкого - это борьба. В начале комедии она
проявляется еще не в острой форме. Ведь Фамусов - воспитатель Чацкого.
В начале комедии Фамусов благосклонен к Чацкому, он даже готов усту-
пить руку Софьи, но ставит при этом свои условия:
Сказал бы я, во-первых: не блажи,
Именьем, брат, не управляй оплошно,
А, главное, поди-тка послужи.
На что Чацкий бросает:
Служить бы рад, прислуживаться тошно.
Но постепенно начинает завязываться другая борьба, важная и
серьезная, целая битва. Оба, Фамусов и Чацкий, бросили друг другу пер-
чатку.
Смотрели бы, как делали отцы,
Учились бы, на старших глядя!-
раздался военный клич Фамусова. А в ответ - монолог Чацкого "А судьи
кто?". В этом монологе Чацкий клеймит "прошедшего житья подлейшие чер-
ты".
Каждое новое лицо, появляющееся в процессе развития сюжета,
становится в оппозицию к Чацкому. Злословят в его адрес анонимные пер-
сонажи: г-н Н, г-н Д, 1-я княжна, 2-я княжна и т.д.
Сплетни растут, как "снежный ком". В столкновении с этим миром
показана социальная интрига пьесы.
Но в комедии есть и еще один конфликт, еще одна интрига - лю-
бовная. И.А. Гончаров писал : "Всякий шаг Чацкого, почти всякое его
слово в пьесе тесно связано с игрой чувства его к Софье ". Именно не-
понятное Чацкому поведение Софьи послужило мотивом, поводом к раздра-
жению, к тому "мильону терзаний", под влиянием которых он только и мог
сыграть указанную ему Грибоедовым роль. Чацкий мучается, не понимая,
кто его соперник: то ли Скалозуб, то ли Молчалин? Поэтому он становит-
ся по отношению к гостям Фамусова раздражительным, невыносимым, кол-
ким. Софья, раздраженная репликами Чацкого, оскорбляющего не только
гостей, но и ее возлюбленного, в разговоре с г-ном Н упоминает о су-
масшествии Чацкого: "Он не в своем уме". И слух о сумасшествии Чацкого
несется по залам, распространяется среди гостей, приобретая фантасти-
ческие, гротескные формы. И он сам, еще ничего не зная, подтверждает
этот слух жарким монологом "Французик из Бордо", который он произносит
в пустом зале. В четвертом действии комедии наступает развязка обоих
конфликтов: Чацкий узнает, кто избранник Софьи. Это Молчалин. Тайна
раскрыта, сердце пусто, мучениям нет конца.
Ах! Как игру судьбы постичь?
Людей с душой гонительница, бич!-
Молчалины блаженствуют на свете!-
говорит разбитый горем Чацкий. Его задетая гордость, вырвавшаяся обида
жжет. Он порывает с Софьей:
Довольно! С вами я горжусь моим разрывом.
И перед тем, как навсегда уйти, Чацкий в гневе бросает всему фамусовс-
кому обществу:
Из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет...
Чацкий уезжает. Но кто он - победитель или побежденный? Наибо-
лее точно на этот вопрос ответил Гончаров в статье "Мильон терзаний":
"Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь
смертельный удар качеством силы свежей. Он вечный обличитель лжи, зап-
рятавшийся в пословицу: "Один в поле не воин". Нет воин, если он Чац-
кий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и - всегда
жертва".
|
|