Мастерство художественных деталей в рассказах Чехова.После смерти Чехова Л.Н.Толстой сказал: "Достоинство его твор- чества то, что оно понятно и сродно не только всякому русскому, но и всякому человеку вообще. А это главное". Действительно, предмет иссле- дования Чехова (так же как и Толстого и Достоевского) стал внутренний мир человека. Но художественные методы, художественные приемы, которые использовали в своем творчестве писатели, различны. Чехов по праву считается мастером короткого рассказа, новел- лы-миниатюры. В течение долгих лет работы в юмористических журналах Чехову пришлось оттачивать мастерство рассказчика: в небольшой объем втискивать максимум содержания. В маленьком рассказе невозможны прост- ранные описания, внутренние монологи, поэтому и выступает на первый план художественная деталь. Именно детали несут у Чехова огромную смысловую нагрузку. Давайте посмотрим, как буквально одна фраза может сказать все о человеке. Вспомним маленький юмористический рассказ "Смерть чиновни- ка", главный герой которого многими своими чертами напоминает нам Ака- кия Акакиевича Башмачкина. В театре, случайно чихнув, чиновник Червя- ков обрызгал лысину генерала Бризжалова. Это обстоятельство так пора- зило Червякова, что он постоянно ходит и извиняется перед Бризжаловым. Бризжалов, человек не злой, сначала благосклонно принимает извинения Червякова, но в конце, доведенный до исступления его назойливостью, выгоняет его вон. Червяков, не понимая, почему Бризжалов так раздра- жен, думает, что его карьере конец, приходит домой и умирает. В пос- ледней фразе дано практически объяснение всему: "Прийдя машинально до- мой, не снимая вицмундира, он лег на диван и ... помер". Герой умира- ет, не сняв вицмундира, эта чиновничья униформа как будто приросла к нему. Страх перед вышестоящим чином убил человека. Анна Сергеевна, героиня рассказа "Дама с собачкой", приехала в Ялту, будучи не в состоянии более переносить обстановку своего дома и общества мужа, человека, которого она не любила и не уважала. В опре- деленном смысле она была подготовлена к роману с Гуровым, которого она воспринимала как человека из другой, лучшей жизни. Символом того душ- ного мира, откуда она пытается бежать, в рассказе является лорнетка: перед тем, как полюбить Гурова, Анна Сергеевна теряет ее, то есть это начало попытки "бегства". Позже в театре города С.Гуров увидел ее вновь с "вульгарной лорнеткой" в руках - попытка "бегства" не удалась. Беликов, "человек в футляре", в противоположность Анне Серге- евне, не пытается как-то изменить течение своей жизни, разнообразить ее, потому что в любом многообразии , в разрешении себе чего-то нового скрывала для него жизнь неопределенность и вызывала непреодолимое стремление окружить себя "оболочкой", "футляром", чтобы защититься. Отсюда и чехлы и футлярчики, в которые были упакованы все его вещи. Беликов всю жизнь чего-то опасался, его пугала сама жизнь, потому-то после его смерти его лицо приняло простое, приятное, даже веселое вы- ражение: он попал в футляр, из которого не надо никогда выходить. В рассказе "Душечка" Чехов, описывая жизнь Оленьки Племяннико- вой, в нескольких местах повторяет, что жили она хорошо и счастливо. Эта деталь наводит на мысль, что на самом деле жизнь "душечки" не ка- залась автору столь уж достойной восхищения и подражания. "Душечка" не имеет ни собственных желаний, ни мыслей. В последней части рассказа, повествующей об отношении "душечки" к Саше, сыну ветеринара, Чехов уже не пишет, что жила она хорошо и счастливо, имея, может быть, в виду то, что наконец его нашла? Оленька Племянникова в чем-то схожа с Ольгой Ивановной, герои- ней рассказа "Попрыгунья". У Ольги Ивановны та же зависимость от чужо- го мнения. Но если "душечка" не была чересчур привередлива в своих знакомствах, то для Ольги Ивановны ценность представляли только знаме- нитости и прочие необыкновенные люди, к которым она причисляла и себя. В больших произведениях Чехова, как и в рассказах, нет ни од- ной "лишней" детали. Например, в пьесе "Три сестры" Наташа впервые по- является на сцене в красном платье с зеленым пояском - деталь, говоря- щая о полном отсутствии вкуса, говорящая о душевных качествах героини больше, чем развернутая характеристика. Чехов считает, что если в пь- есе в первом действии на сцене висит ружье, то в конце оно должно обя- зательно выстрелить. Так, использование детали важно и в "Вишневом са- де". Вспомним "многоуважаемый шкаф", звук лопнувшей струны как раз пе- ред продажей вишневого сада, стук топоров в конце пьесы. Все они несут обязательную смысловую нагрузку и важны для раскрытия как характеров персонажей, так и для самого действия пьесы. К концу подходит XX век. Человечество готовится встретить третье тысячелетие. Но Чехов остается для нас одним из самых бесспор- ных художественных и моральных авторитетов. |
|