Сатирические мотивы и их роль в романе И.С.Тургенева "Отцы и дети".Сюжет романа И.С.Тургенева "Отцы и дети" заключен в самом его назва- нии. Невольное противостояние старшего и младшего поколений, обуслов- ленное изменяющимися духом времени, можно рассматривать как в траги- ческом ключе (Ф.М. Достоевский в романе "Бесы"), так и в сатирическом, юмористическом. На мой взгляд, юмора в романе больше, чем сатиры. Са- тира склонна обличать (ср. Едкая, злая, острая сатира), тогда как юмор сожалеет и даже сочувствует (мягкий, добрый и т.п.). В самом деле, отцов или детей обличать Тургеневу? По возрасту, характеру, образу жизни автор во время написания романа был "отцом". Он не мог не видеть, что за нигилизмом и эгоцентризмом молодежи стоит желание заменить веру знанием, а пассивную надежду - активными дейс- твиями, хотя сам он и не принимал максималистского подхода к жизни. Из неприятия и непонимания родился роман "Отцы и дети". Но это не катего- рическое отрицание, а желание разобраться. В этом Тургеневу помогают юмор и сатира. Такой подход Тургенев применяет к каждому своему персонажу, исключая Одинцову. Роман начинается со сцены приезда Аркадия и Базарова в Марь- ино, имение Кирсановых. Вспомните, как Аркадий по поводу и без повода употребляет слово отец, разговаривает нарочито низким голосом, пытает- ся вести себя развязно, подражая Базарову. Но у него ничего не получа- ется , все выглядит неестественно, потому что он остался таким же мальчиком, каким уехал из родного гнезда. Сама усадьба, построенная на открытом месте (результат беспоч- венных мечтаний Николая Петровича), и ее хозяева, Николай Петрович и Павел Петрович Кирсановы, вызывают улыбку, но другого рода: грустную, ностальгическую. Это уходящая в прошлое эпоха старосветских помещиков и аристократов. С точки зрения Базарова они - чудаки, их жизнь бесполезна для общества. Гуманистически настроенный Николай Петрович дал крестьянам волю и этим оказал им медвежью услугу. Его игра на виолончели, вычи- щенные полусапожки Павла Петровича не способны улучшить жизнь народа, даже не в состоянии поднять его культурный уровень. Все это так, как бы говорит Тургенев, но без этих чудаков не было бы поэзии, искусства, музыки. Братья, внешне такие разные, схожи своей душевной целост- ностью. Кирсановы любят Пушкина, Базаров не понимает этого поэта и по- эзию вообще, потому что не принимает его идеалов. Над Базаровым автор побаивается шутить. Красные руки, взлохма- ченные волосы, неуклюжие, но уверенные движения придают внешности Ба- зарова что-то звериное. У зверя есть воля к действию, есть физическая сила, есть инстинкт, но у него нет разума. Называть человека разумным, если тот отрицает опыт прошлых поколений ("мы не признаем авторите- тов"), нельзя. Жизнь сыграла с Базаровым злую шутку. Не верящий в любовь по- любил, его любовь отвергли. Интересно, что умер Базаров не в дороге, как и следовало бы представителю молодого поколения, а в родном доме, на руках у "старосветских помещиков". Во всем романе, в целом грустном и добром, как и все, что на- писал Тургенев, есть только два персонажа, достойных сатиры: Кукшина и Ситников. Первую Тургенев спрашивает: "Что ты пружишься?" Чего не хва- тает этому существу с маленьким, красненьким носиком? Почему Кукшина для поддержания к себе внимания и уважения не делает ровным счетом ни- чего? Бессмысленно пылятся журналы, которые никогда никто не прочита- ет, бессмысленно само существование Кукшиной. Не случайно рядом с ней Тургенев ставит такого пустейшего человека, как Ситников; он и места в романе занимает меньше всех. Сын трактирщика мечтает сделать народ счастливым, пользуясь при этом прибылью с заведений своего отца. По- добные персонажи в литературе называют пародиями. Ситников при Базаро- ве, как Грушницкий при Печорине (тоже самое можно сказать о Кукшиной и Одинцовой). Но если Лермонтов использовал образ Грушницкого в качестве средства для раскрытия образа Печорина, то Тургенев использует отрица- тельное для придания большего веса положительному. С помощью юмористических и сатирических моментов автор выража- ет свое отношение к персонажам. В сцене спора и дуэли Базарова и П.П.Кирсанова юмор переходит в фарс, потому что "дети" не должны уби- вать "отцов", а "отцы" заставлять "детей" думать так же, как они дума- ют. Потому что проблема "отцов и детей" вечна, и смотреть на нее надо с юмором, как это и сделал Тургенев. |
|