Образ Базарова в романе Тургенева "Отцы и дети".Роман И.С.Тургенева отразил борьбу двух социально-политических лаге- рей, сложившихся в России к 60-м годам XIX века. И.С.Тургенев отразил в романе типичный конфликт эпохи и поставил ряд актуальных проблем, в частности, вопрос о характере и роли "нового человека", деятеля в пе- риод революционной ситуации в Европе 60-х годов. Выразителем идей революционной демократии стал Евгений База- ров, герой, который противопоставлен в романе либеральному дворянству. Образ Базарова занимает центральное место в композиции романа. Из 28 глав лишь в двух не появляется Базаров, в остальных - он главное действующее лицо. Все основные лица романа группируются вокруг него, раскрываются во взаимоотношениях с ним, резче и ярче оттеняют те или иные черты его личности, подчеркивают его превосходство, ум, душевную силу, свидетельствуют о его одиночестве в среде уездных аристократов. Напомним, что герой эпохи 60-х годов был разночинец-демократ, убежден- ный противник дворянско-крепостнического строя, материалист по своему мировоззрению, прошедший школу труда и лишений, самостоятельно мысля- щий и независимый. Именно таков Базаров в изображении автора. Сюжет романа строится на столкновении Базарова с миром арис- тократов. Тургенев сразу же показывает, что Базаров - демократ, разно- чинец, человек труда, чужд аристократическому этикету и условностям. В столкновении с "барчуками проклятыми" его облик раскрывается пол- ностью. В романе широко используется прием контраста: Базаров противо- поставлен Павлу Петровичу, аристократия одного демократизму другого. Последовательность, убежденность, воля и целеустремленность Базарова контрастируют с раздвоенностью Аркадия, с его случайными убеждениями, мягкотелостью и отсутствием осознанной цели. Именно в столкновении с различными персонажами, противопостав- ленными ему, раскрываются замечательные черты Базарова: в спорах с Павлом Петровичем - зрелость ума, глубина суждений и непримиримая не- нависть к барству и рабству; во взаимоотношениях с Аркадием - способ- ность привлекать на свою сторону молодежь, быть учителем, воспитате- лем, честность и непримиримость в дружбе; в отношении с Одинцовой - умение глубоко и по-настоящему любить, цельность натуры, сила воли и чувство собственного достоинства. Главное место в композиции романа занимают сцены споров. Герои Тургенева раскрывают свое мировоззрение в прямых высказываниях, в столкновениях со своими идейными противниками. Базаров - натура неза- висимая, не склоняющаяся ни перед какими аристократами, а подвергающа- яся суду мысли. Типичен для шестидесятников и интерес Базарова к ес- тественным наукам, хотя ни карьера ученого, ни карьера врача не яви- лась бы его уделом. Тургенев проводит своего героя через ряд испытаний (а это во- обще типично для романов Тургенева). Он испытывает Базарова сначала любовью, затем и смертью. Тургенев как бы событи стороны наблюдает за тем, как ведет себя его герой в этих ситуациях. И если любовь к Один- цовой, женщине умной, гордой, сильной, под стать самому Базарову, по- беждает принципы нигилизма. (Ведь Базаров называл любовь "белибердой", презрительно относился к идеальным, романтическим чувствам, признавал любовь только физиологическую: "Нравится тебе женщина, так возьми ее!". Сам же, влюбившись, вдруг почувствовал романтика в самом себе). То в предсмертной сцене Базаров верен своим идеалам до конца, он не сломлен, гордо смотрит смерти в глаза. Многие критики считают эту сце- ну самой сильной, живой и трогательной. Потому что именно здесь раск- рывается это "грешное, бунтующее сердце" до конца. Смерть Базарова оправданна по-своему. Как в любви нельзя было доводить Базарова до "тишины блаженства", так и в его предполагаемом деле он должен был остаться на уровне еще не реализуемых, вынашивае- мых, и потому безграничных стремлений. Базаров должен был умереть, чтобы остаться Базаровым. Сколько бы ни было критических статей по поводу героя "Отцов и детей", и как бы ни трактовался образ Базарова, лучше всего сказал о своем "самом любимом детище" сам автор: "Я хотел сделать из него лицо трагическое... Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, наполо- вину выросшая из почвы, сильная, злобная, честная, - и все-таки обре- ченная на погибель, потому что она все-таки стоит еще в преддверии бу- дущего". |
|