"Мильон терзаний" Чацкого.
А.С.Грибоедов вошел в русскую литературу как автор одного про-
изведения. Его комедию "Горе от ума" нельзя поставить в один ряд с
бессмертным творением А.С.Пушкина "Евгением Онегиным", так как "Евге-
ний Онегин" стал для нас уже историей, энциклопедией жизни русского
дворянства начала XIX века, а пьеса Грибоедова была, есть и будет сов-
ременным и животрепещущим произведением до тех пор, пока из нашей жиз-
ни не исчезнут карьеризм, чинопочитание, сплетни, пока в нашем общест-
ве будут господствовать жажда наживы, жизнь за счет других, а не за
счет собственного труда, пока будут живы охотники угождать и прислужи-
ваться.
Все это вечное несовершенство людей и мира великолепно описано
в бессмертной комедии Грибоедова "Горе от ума". Грибоедов создает це-
лую галерею отрицательных образов: Фамусов, Молчалин, Репетилов, Ска-
лозуб и т.д. Они как бы вобрали в себя все отрицательные черты разви-
тия современного им общества.
Но всем этим героям в одиночку противостоит главный герой ко-
медии - Александр Андреевич Чацкий. Он приехал в Москву, "из дальних
странствий возвратясь", только ради Софьи, своей возлюбленной. Но ,
вернувшись в некогда родной и любимый дом, он обнаруживает очень силь-
ные перемены: Софья холодна, высокомерна, раздражительна, она больше
не любит Чацкого.
Пытаясь найти ответ на свое чувство, главный герой взывает к
прежней любви, которая до его отъезда была взаимной, но все напрасно.
Все его попытки вернуть прежнюю Софью терпят полное фиаско. На все
пылкие речи и воспоминания Чацкого Софья отвечает: "Ребячество!".
С этого начинается личная драма юноши, которая перестает быть
узко личной, а перерастает в столкновение влюбленного человека и всего
фамусовского общества. Главный герой один выступает против армии ста-
рых "воинов", начиная нескончаемую борьбу за новую жизнь и за свою лю-
бовь.
Он сталкивается с самим Фамусовым и спорит с ним по поводу об-
раза и пути жизни. Хозяин дома признает правильность жизни своего дя-
дюшки:
Максим Петрович: он не то на серебре,
На золоте едал; сто человек к услугам.
Совершенно ясно, что и сам он не отказался бы от такой жизни, потому
он и не понимает Чацкого, требующего "службы делу, а не лицам". Любов-
ный и социальный конфликты соединяются, становясь единым целым. Для
героя личная драма зависит от отношения общества к нему, а обществен-
ная осложняется личными отношениями. Это изматывает Чацкого и, в ре-
зультате, для него складывается "мильон терзаний" по меткому выражению
Гончарова.
Состояние неопределенности в жизни приводит его в неистовство.
Если в начале действия он спокоен и уверен в себе:
Нет, нынче свет уж не таков...
Вольнее всякий дышит
И не спешит вписаться в полк шутов,
У покровителей зевать на потолок.
Явиться помолчать, пошаркать, пообедать,
Подставить стул, поднесть платок.
То в монологе на балу в доме Фамусова видна вся неуравновешен-
ность души и ума. Он выставляет себя посмешищем, от которого все шара-
хаются. Но, одновременно, его образ очень трагичен: весь его монолог -
следствие несчастной любви и неприятия обществом тех мыслей и чувств,
тех убеждений, которые Чацкий отстаивает на протяжении всей комедии.
Под тяжестью "мильона терзаний" он ломается, начинает противо-
речить здравой логике. Все это влечет за собой совершенно невероятные
слухи, которые кажутся необоснованными, но весь свет говорит о них:
С ума сошел, ей кажется, вот на!
Недаром? Стало быть...
С чего б взяла она!
Но Чацкий не только не опровергает слухи, но, всеми силами, сам того
не ведая, подтверждает их, устраивая сцену на балу, потом сцену проща-
ния с Софьей и разоблачения Молчалина:
Вы правы, из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами час побыть успеет, подышит воздухом одним,
И в ком рассудок уцелеет...
Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок,
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету
Где оскорбленному есть чувству уголок!
В порыве страсти наш герой не раз грешит против логики, но во
всех его словах есть правда - правда его отношения к фамусовскому об-
ществу. Он не боится говорить все всем в глаза и справедливо обвинять
представителей фамусовской Москвы во лжи, ханжестве, лицемерии. Он сам
- яркое доказательство того, что отжившее и больное закрывает дорогу
молодому и здоровому.
Образ Чацкого остается незаконченным, рамки пьесы не позволяют
до конца раскрыть всю глубину и сложность натуры этого персонажа. Но с
уверенностью можно сказать: Чацкий укрепился в своей вере и, в любом
случае, найдет свой путь в новой жизни. И чем больше будет вот таких
Чацких на пути Фамусовых, Молчалиных и Репетиловых, тем слабее и тише
будут звучать их голоса.
|