Некрасов о предназначении поэта и поэзии.Тема предназначения поэта и поэзии является традиционной для русской литературы. Она прослеживается в творчестве Державина, Кюхель- бекера, Рылеева, Пушкина , Лермонтова. Некрасов не исключение. Некра- сов уделяет большое внимание предназначению поэта и поэзии, их роли в жизни общества. Кюхельбекер первым до Пушкина и Лермонтова назвал поэта "про- роком". Положение пророка призывало поэта находиться над толпой в борьбе за идеалы свободы, добра и справедливости, не обращая внимания на нападки. Пушкин, близкий к декабристским кругам, после разгрома восстания 1825 года написал своего "Пророка", сходного по духу с Кю- хельбекеровским. Глас бога взывает к поэту: Восстань пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. Идут годы. Когда наступает пора творческой зрелости М.Ю.Лер- монтова, его пророк уже другой. Он также наделен божьим даром всевиде- ния, но если пушкинский пророк идет к людям, стремится донести до них близкие поэту идеалы, то лермонтовский бежит от людей в пустыню. Видя их пороки, он не находит в себе сил для борьбы. Поэт Некрасов - это пророк, которого к людям "послал бог гнева и печали", его путь тер- нист, потому что поэт проходит этот путь с карающей лирой в руках, не- годуя и обличая. Поэт понимает, что снискать всеобщую любовь таким об- разом невозможно: "Его преследуют хулы: он ловит звуки одобренья не в сладком ропоте хвалы, а в диких криках озлобленья". Но его позиция: "Не может сын глядеть спокойно на горе матери родной", - есть позиция поэта-гражданина, продолженная потом Л.Н.Толс- тым: "Не могу молчать!" Наиболее полно некрасовское кредо изложено в стихотворении "Поэт и гражданин" (1856 г.). написанное в форме диалога, оно предс- тавляет собой полемику с широко распространенными в то время взглядами на искусство как на нечто возвышенное, чуждое земным страданиям. Мы рождены для вдохновенья, Для звуком сладких и молитв. Главная мысль, которая утверждается Некрасовым в этом споре, звучит как лозунг, как призыв: "Поэтом можешь ты не быть, но граждани- ном быть обязан". Эта тема звучит и в стихотворении "Элегия", которое прямо на- чинается строками: Пускай нам говорит изменчивая мода, Что тема старая страдания народа И что поэзия забыть ее должна, Не верьте, юноши, не стареет она. В стихотворении "Сеятелям" Некрасов призывает молодежь сеять "разумное, доброе, вечное", так как семена разума, просвещения обяза- тельно дадут всходы, за которые "спасибо вам скажет сердечное Русский народ". Идеал поэта, борца за свободу, рисует Некрасов в поэме "Кому на Руси жить хорошо" в образе Гриши Добросклонова, которому "судьба готовила путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Си- бирь". Прототипом для создания образа Гриши Добросклонова является, безусловно, Добролюбов, о котором Некрасов в стихотворении, посвящен- ном третьей годовщине его смерти, сказал: Какой светильник разума угас! Какое сердце биться перестало! В произведениях Некрасова очень часто встречаются размышления о Музе, которая вдохновляла его творчество и которой он служил ("Му- за", "Вчерашний день, часу в шестом", "Угомонись, моя Муза задорная!", "О, Муза! Я у двери гроба" и другие). Причем перед нами возникает не образ прекрасной женщины, богини, а образ страдающей крестьянки: Вчерашний день, часу в шестом Зашел я на Сенную. Там били женщину кнутом, Крестьянку молодую. Ни слова из ее груди, Лишь бич свистел, играя, И Музе я сказал: смотри- Сестра твоя родная. Эта "кнутом иссеченная Муза", "Муза мести и печали" проходит через все творчество поэта. В заключение хотелось бы сказать еще раз о поэтическом завеща- нии поэта, об "Элегии", тема которого сопоставима, пожалуй, с "Памят- ником" А.С.Пушкина. Это тема посмертной славы: Я лиру посвятил народу своему. Быть может, я умру, неведомый ему, Но я ему служил - и сердцем я спокоен... И действительно, имя поэта прочно вошло в анналы русской поэ- зии и навсегда останется в сердце и памяти народной. |
|