Теория Родиона Раскольникова: "твари дрожащие" и "право имеющие".Ф.М.Достоевский - величайший русский писатель, непревзойденный художник- реалист, анатом человеческой души, страстный поборник идей гуманизма и справедливости. " Гениальность Достоевского, - писал М.Горький, - неоспорима, по силе изобразительности его талант равен, может быть, только Шекспиру". Его романы отличаются пристальным интересом к интеллектуальной и психической жизни героев, раскрытием сложного и противоречивого соз- нания человека. Роман Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" - это про- изведение, посвященное истории того, как долго и трудно шла через страдания и ошибки мятущаяся человеческая душа к постижению истины. Для Достоевского, человека глубоко религиозного, смысл челове- ческой жизни заключается в постижении христианских идеалов любви к ближнему. Рассматривая с этой точки зрения преступление Раскольникова, он выделяет в нем, в первую очередь, факт преступления нравственных законов, а не юридических. Родион Раскольников - человек, по христиан- ским понятиям являющийся глубоко грешным. Имеется в виду не грех убийства, а гордыня, нелюбовь к людям, мысль о том, что все - "твари дрожащие", а он, возможно, "право имеющий". "Право имеющий" использовать других как материал для достиже- ния своих целей. Здесь вполне логично вспомнить строки А.С.Пушкина, напоминающих суть теории бывшего студента Родиона Раскольникова: Мы все глядим в Наполеоны: Двуногих тварей миллионы Для нас орудие одно. Грех убийства, по Достоевскому, вторичен. Преступление Рас- кольникова - это игнорирование христианских заповедей, а человек, ко- торый в своей гордыне сумел преступить, по религиозным понятиям спосо- бен на все. Итак, по Достоевскому, Раскольников совершает первое, главное преступление перед Богом, второе - убийство - перед людьми, причем как следствие первого. На страницах романа автор подробно исследует теорию Раскольни- кова, которая привела его в жизненный тупик. Теория эта стара, как мир. Взаимосвязь между целью и средствами, которые могут быть употреб- лены для достижения этой цели, исследовались давно. Иезуиты придумали для себя лозунг: "Цель оправдывает средства". Собственно говоря, это высказывание является квинтэссенцией теории Раскольникова. Не обладая необходимыми материальными возможностями, он решает убить старуху Але- ну Ивановну, ограбить ее и получить средства для достижения своих це- лей. При этом, однако, он постоянно мучается одним вопросом: имеет ли он право на преступление юридических законов? Согласно его теории, он имеет право перешагнуть через иные препятствия, если исполнение его идеи ("спасительной, может быть, для человечества") того потребует. Итак, "обыкновенный" или "необыкновенный" человек Раскольни- ков? Этот вопрос его волнует более старухиных денег. Достоевский, разумеется, не согласен с философией Раскольнико- ва, и автор заставляет его самого в ней разубедиться. Писатель следует той же логике, с помощью которой он привел Раскольникова к убийству. Можно сказать, что сюжет имеет зеркальный характер, сначала преступле- ние христианских заповедей, потом убийство, сначала признание убийс- тва, затем постижение идеала любви к ближнему, истинное раскаяние, очищение, воскрешение к новой жизни. Как же Раскольников смог постичь ошибочность собственной тео- рии и возродиться к новой жизни? Так же, как сам Достоевский обрел свою истину: через страдание. Необходимость, неизбежность страдания на пути постижения смысла жизни, обретение счастья - краеугольный камень философии Достоевского. Он не любуется им, не носится с ним, по выра- жению Разумихина, как курица с яйцом. Достоевский, веря в искупитель- ную очищающую силу страдания, раз за разом в каждом произведении вмес- те со своими героями переживает его, достигая тем самым изумительной достоверности в раскрытии природы человеческой души. Проводником философии Достоевского в романе "Преступление и наказание" является Соня Мармеладова, вся жизнь которой - самопожерт- вование. Силой своей любви, способностью претерпеть любые муки она возвышает Раскольниковад до себя, помогает ему превозмочь самого себя и воскреснуть. Философские вопросы, над разрешением которых мучился Родион Раскольников, занимали умы многих мыслителей, например Наполеона, Шо- пенгауэра. Ницше создал теорию "белокурых бестий", "суперчеловека", которым все позволено. Позднее она послужила основой для создания фа- шистской идеологии, которая, став господствующей идеологией третьего рейха, принесла неисчислимые бедствия всему человечеству. Поэтому гуманистическая позиция Достоевского, хотя и скованная рамками религиозных воззрений автора, имела и имеет огромное общест- венное значение. Достоевский показал внутренний духовный конфликт героя: рацио- налистическое отношение к жизни ("теория о сверхчеловеке") вступает в противоречие с нравственным чувством, с духовным "Я". А для того, что- бы остаться человеком среди людей, необходимо, чтобы победило духовное "я" человека. |
|