Петербург Достоевского (по роману "Преступление и наказание" ).Образ Петербурга занимает видное место в творчестве русских писателей. О Петербурге дворцов, палат, символе петровской эпохи писал А.С.Пушкин ("Медный всадник"), Н.В.Гоголь ("Невский проспект"), А.Бе- лый ("Петербург"), А.Блок, А.Ахматова, О.Мандельштамм. В своем подходе к изображению Петербурга Достоевский близок к Гоголю и Некрасову. Особенно близок Некрасов к изображению Петербурга Достоевского . В романе "Преступление и наказание" мы встречаемся не с парадной стороной этого прекрасного города, а с черными лестницами, облитыми помоями, дворами - колодцами, напоминающими душегубку, город облупленных стен, невыносимой духоты и зловония. Это город, в котором невозможно быть здоровым, бодрым, полным сил. Он душит и давит. Он - соучастник преступлений, соучастник бредовых идей и теорий. Он свиде- тель кошмарных снов, преступлений, человеческих трагедий. Особое внимание уделяет Достоевский не просто описанию убогих интерьеров меблированных комнат, но также обращает наше внимание на запахи и символические цвета. Так, желтый цвет - символ болезни, нище- ты, убожества жизни. Желтые обои и мебель желтого цвета в комнате ста- рухи-процентщицы, желто от постоянного пьянства лицо Мармеладова, жел- тая "похожая на шкаф или на сундук" каморка Раскольникова, дома окра- шены в желто-серый цвет, Соня Мармеладова пошла "по желтому билету", женщина -самоубийца с желтым испитым лицом, желтоватые обои в комнате Сони, "мебель желтого отполированного дерева" в кабинете Порфирия Пет- ровича, перстень с желтым камнем на руке Лужина Эти детали отражают безысходную атмосферу существования глав- ных действующих лиц произведения, являются предвестниками недобрых со- бытий. Однако в романе мы находим и зеленый цвет, цвет "фамильного" мармеладовского платка. Этот платок, как крест, носит Катерина Иванов- на, а за ней и Соня Мармеладова. Платок олицетворяет одновременно страдания, которые выпадают на долю его обладательниц, и их искупи- тельную силу. Умирая, Катерина Ивановна произносит: "Бог сам знает, как я страдала...". Отправляясь за Раскольниковым, который идет созна- ваться в преступлении, Соня надевает на голову этот платок. Она готова принять на себя страдание и искупить этим вину Раскольникова. В эпило- ге, в сцене перерождения, воскрешения Раскольникова, Соня появляется в этом же платке, осунувшаяся после болезни. В этот момент зеленый цвет страданий и надежды главных героев произведения, превозмогает желтый цвет больного Петербурга. В их больных лицах засияла "заря обновленно- го будущего", они готовы воспринимать новую жизнь. Итак, образ Петербурга в романе Достоевского "Преступление и наказание" символичен. Он является, с одной стороны, социальным фоном, на котором разворачиваются события романа, с другой, является сам действующим лицом, соучастником страшного поступка Раскольникова, а также и его раскаяния, возвращения в мир людей. |
|