Тема "маленького человека" в произведениях Ф.М.Достоевского.Тема "маленького человека" впервые была затронута в творчестве А.С.Пушкина ("Станционный смотритель"), Н.В.Гоголя ("Шинель"), М.Ю.Лермонтова( "Герой нашего времени"). Герои произведений этих выда- ющихся писателей Самсон Вырин, Акакий Акакиевич, Максим Максимович стали нарицательными, а тема прочно вошла в русскую литературу. Ф.М.Достоевский является не просто продолжателем традиций в русской литературе, но становится автором одной ведущей темы - темы "бедных людей", "униженных и оскорбленных". Поэтому творчество Досто- евского так цельно тематически. Достоевский как бы говорит своим твор- чеством, что всякий человек, кто бы он ни был, как бы он низко не сто- ял, имеет право на сочувствие и сострадание. Как многие выдающиеся русские писатели, Достоевский уже в пер- вом романе "Бедные люди" обращается к теме "маленького человека". Главный герой романа - Макар Девушкин - бедный чиновник, придавленный горем, нуждой и социальным бесправием. Как и Гоголь в повести "Ши- нель", Достоевский обратился к теме бесправного, безмерно униженного и забитого "маленького человека", живущего своей внутренней жизнью в ус- ловиях, грубо попирающих достоинство человека. Сам Достоевский писал: "Все мы вышли из "Шинели" Гоголя". Гуманистическая направленность "Бедных людей" была замечена критикой. Белинский восторженно приветствовал Достоевского: "Это талант необык- новенный и самобытный, который сразу, еще первым произведением своим, резко отделился от всей толпы наших писателей...". Социальная тема, тема "бедных людей", "униженных и оскорблен- ных", была продолжена автором в "Преступлении и наказании". Здесь она прозвучала еще сильнее. Одну за другой раскрывает писатель перед нами картины беспросветной нищеты. Местом действия Достоевский выбрал самую грязную часть старого Петербурга, клоаку столицы. И на фоне этого пей- зажа разворачивается перед нами жизнь семьи Мармеладных. Судьба этой семьи тесно переплетается с судьбой главного ге- роя, Родиона Раскольникова. Спивается с горя и теряет человеческий об- лик чиновник Мармеладов, которому больше "некуда идти" в жизни. Изму- ченная нищетой, погибает от чахотки жена Мармеладова, Екатерина Ива- новна. Соня выпущена на улицу торговать своим телом, чтобы спасти семью от голодной смерти. Тяжела судьба и семьи Раскольникова. Его сестра Дуня, желая помочь брату, готова пожертвовать собой и выйти замуж за богача Лужи- на, к которому она чувствует отвращение. Другие персонажи романа, в том числе и эпизодические фигуры несчастных людей, встречающиеся Раскольникову на улицах Петербурга, дополняют эту общую картину безмерного горя. Раскольников понимает, что жестокая сила, создающая в жизни тупики для бедняков и бездонное море страданий, - это деньги. И чтобы их раздобыть, он идет на преступление под влиянием надуманной идеи о "необыкновенных личностях". Федор Михайлович Достоевский создал обширное полотно безмерных человеческих мук, страдания и горя, пристально и проницательно вгляды- вался в душу так называемого "маленького человека" и открыл в нем за- лежи огромного духовного богатства, душевной щедрости и красоты, не сломленных тяжелейшими условиями жизни. И это было новым словом не только в русской, но и во всей мировой литературе. Достоевский - гениальный писатель, рассматривающий больные стороны современного ему общества и рисующий живые картины русской действительности. Созданные автором образы "маленьких людей", проник- нуты духом протеста против социальной несправедливости, против униже- ния человека и верой в его высокое призвание. Миропонимание Достоевского базируется на одной непреходящей фундаментальной ценности - на любви к человеку, на признании духовнос- ти человека за главное. И все искания Достоевского направлены на соз- дание лучших, достойных человека условий его жизни. |
|