Теория Родиона Раскольникова и ее крушение.Роман "Преступление и наказание" был задуман Достоевским еще на каторге. Тогда он назывался "Пьяненькие", но постепенно замысел ро- мана трансформировался в "психологический отчет одного преступления". Сам Достоевский в письме издателю М.Н.Каткову четко перескажет сюжет будущего произведения: "Молодой человек, исключенный из студентов уни- верситета и живущий в крайней бедности, ...поддавшись некоторым стран- ным неоконченным идеям..., решился разом выйти из скверного своего по- ложения, убив и ограбив одну старуху..." При этом деньги, полученные таким путем, студент хочет употребить на благие цели: закончить курс в университете, помочь матери и сестре, уехать за границу и "потом всю жизнь быть честным, твердым, неуклонным в исполнении гуманного долга к человечеству". В этом высказывании Достоевского хочется особо подчеркнуть две фразы: "студент, живущий в крайней бедности" и "поддавшись некоторым странным неоконченным идеям". Именно эти две фразы являются ключевыми для понимания причинно-следственной связи романа. Что было раньше: бедственное положение героя, приведшее к болезни и к болезненной тео- рии или теория, явившаяся причиной ужасного положения Раскольникова. Достоевский в своем романе изображает столкновение теории с логикой жизни. По мнению писателя, живой жизненный процесс, то есть логика жизни, всегда опровергает, делает несостоятельной любую теорию - и самую передовую, революционную, и самую преступную. Значит, делать жизнь по теории нельзя, И потому главная философская мысль романа раскрывается не в системе логических доказательств и опровержений, а как столкновение человека, одержимого крайне преступной теорией, с жизненными процессами, опровергающими эту теорию. Теория Раскольникова построена в своей основе на неравенстве людей, на избранности одних и унижении других. И убийство старухи задумано как жизненная проверка этой теории на частном примере. Такой способ изображения убийства очень ярко выявляет авторскую позицию: преступление, которое совершил Раскольников - это низкое, подлое дело, с точки зрения самого Расколь- никова. Но он совершил его сознательно, преступил свою человеческую натуру, преступая самого себя. Своим преступлением Раскольников вы- черкнул самого себя из разряда людей, стал отверженным, изгоем. "Я не старуху убил, я себя убил," - признался он Соне Мармеладовой. Эта от- резанность от людей мешает Раскольникову жить. Человеческая натура его не принимает этого отчуждения от лю- дей. Оказывается, человек не может жить без общения с людьми, даже та- кой гордый человек, как Раскольников. Поэтому душевная борьба героя становится все напряженнее и запутаннее, она идет по множеству направ- лений, и каждое приводит в тупик. Раскольников по-прежнему верит в не- погрешимость своей идеи и презирает себя за слабость, за бездарность; то и дело называет себя подлецом. Но в то же время он страдает от не- возможности общения с матерью и сестрой, думать о них так же мучитель- но, как думать об убийстве Лизаветы. И он старается не думать, потому что если начнет думать, то непременно должен будет решить вопрос, куда же их отнести по своей теории - к какому разряду людей. По логике его теории они должны быть отнесены к "низшему" разряду и, следовательно, топор другого Раскольникова может обрушиться на их головы, и на головы Сони, Полечки, Катерины Ивановны. Раскольников должен, по своей тео- рии, отступиться от тех, за кого страдает. Должен презирать, ненави- деть, убивать тех, кого любит, он не может этого пережить. Ему невыно- сима мысль о том, что его теория сходна с теориями Лужина и Свидригай- лова, он ненавидит их, но не имеет права на эту ненависть. "Мать, сестра, как люблю я их! Отчего теперь я их ненавижу?" Человеческая на- тура его здесь наиболее остро столкнулась с его нечеловеческой теори- ей. Но теория победила. И поэтому Достоевский как бы приходит на по- мощь человеческой натуре своего героя. Сразу же после этого монолога он дает третий сон Раскольникова: тот снова убивает старуху, а она над ним смеется. Сон, в котором автор выносит преступление Раскольникова на суд народный. Эта сцена обнажает весь ужас деяния Раскольникова. Достоевский не показывает нравственного воскрешения своего ге- роя, потому что его роман не о том. Задача писателя состояла в том, чтобы показать, какую власть над человеком может иметь идея и какой страшной может быть эта идея, какой преступной. Идея героя о праве сильного на преступление оказалась абсурд- ной. Жизнь победила теорию. |
|