Лучшие школьные сочинения, множество авторов и школьные приколы, всё это на сайте FreeDays
Авторы
  • А.С.Грибоедов
  • А.С. Пушкин
  • М.Ю.Лермонтов
  • Н.В.Гоголь
  • А.П.Чехов
  • И.С.Тургенев
  • Н.А.Некрасов
  • Ф.М.Достоевский
  • Л.Н.Толстой
  • А.М.Горький
  • А.А.Блок
  • С.А.Есенин
  • А.А.Ахматова
  • Б.Пастернак
  • В.В.Маяковский
  • М.Булгаков
  • М.Цветаева
  • А.Платонов
  • А.Т.Твардовский
  • А.И.Солженицын
  • В.Быков
  • Е.Замятин
  • В.Высоцкий
  • А.Н.Толстой
  • И.А.Гончаров
  • А.Н.Островский
  • Приколы
  • Фото учителей
  • Школьные
  • Теория Родиона Раскольникова и ее крушение.



    
            Роман "Преступление и наказание" был задуман  Достоевским  еще
    на каторге. Тогда он назывался "Пьяненькие", но постепенно замысел ро-
    мана трансформировался в "психологический отчет одного  преступления".
    Сам  Достоевский  в письме издателю М.Н.Каткову четко перескажет сюжет
    будущего произведения: "Молодой человек, исключенный из студентов уни-
    верситета и живущий в крайней бедности, ...поддавшись некоторым стран-
    ным неоконченным идеям..., решился разом выйти из скверного своего по-
    ложения,  убив и ограбив одну старуху..." При этом деньги,  полученные
    таким путем, студент хочет употребить на благие цели: закончить курс в
    университете,  помочь матери и сестре,  уехать за границу и "потом всю
    жизнь быть честным, твердым, неуклонным в исполнении гуманного долга к
    человечеству".
    
            В этом высказывании Достоевского хочется особо подчеркнуть две
    фразы:  "студент,  живущий в крайней бедности" и "поддавшись некоторым
    странным неоконченным идеям".  Именно эти две фразы являются ключевыми
    для понимания причинно-следственной связи  романа.  Что  было  раньше:
    бедственное положение героя,  приведшее к болезни и к болезненной тео-
    рии или теория, явившаяся причиной ужасного положения Раскольникова.
    
            Достоевский в своем романе изображает  столкновение  теории  с
    логикой жизни.  По мнению писателя,  живой жизненный процесс,  то есть
    логика жизни,  всегда опровергает, делает несостоятельной любую теорию
    - и самую передовую, революционную, и самую преступную. Значит, делать
    жизнь по теории нельзя,  И потому  главная  философская  мысль  романа
    раскрывается  не в системе логических доказательств и опровержений,  а
    как столкновение человека,  одержимого крайне  преступной  теорией,  с
    жизненными процессами, опровергающими эту теорию. Теория Раскольникова
    построена в своей основе на неравенстве людей,  на избранности одних и
    унижении  других.  И  убийство старухи задумано как жизненная проверка
    этой теории на частном  примере.  Такой  способ  изображения  убийства
    очень ярко выявляет авторскую позицию:  преступление, которое совершил
    Раскольников - это низкое, подлое дело, с точки зрения самого Расколь-
    никова.  Но  он совершил его сознательно,  преступил свою человеческую
    натуру,  преступая самого себя.  Своим преступлением Раскольников  вы-
    черкнул самого себя из разряда людей,  стал отверженным, изгоем. "Я не
    старуху убил,  я себя убил," - признался он Соне Мармеладовой. Эта от-
    резанность от людей мешает Раскольникову жить.
    
            Человеческая натура  его  не принимает этого отчуждения от лю-
    дей. Оказывается, человек не может жить без общения с людьми, даже та-
    кой  гордый человек,  как Раскольников.  Поэтому душевная борьба героя
    становится все напряженнее и запутаннее, она идет по множеству направ-
    лений, и каждое приводит в тупик. Раскольников по-прежнему верит в не-
    погрешимость своей идеи и презирает себя за слабость,  за бездарность;
    то и дело называет себя подлецом.  Но в то же время он страдает от не-
    возможности общения с матерью и сестрой, думать о них так же мучитель-
    но,  как думать об убийстве Лизаветы. И он старается не думать, потому
    что если начнет думать, то непременно должен будет решить вопрос, куда
    же их отнести по своей теории - к какому разряду людей.  По логике его
    теории они должны быть отнесены к "низшему" разряду и,  следовательно,
    топор другого Раскольникова может обрушиться на их головы, и на головы
    Сони,  Полечки,  Катерины Ивановны. Раскольников должен, по своей тео-
    рии,  отступиться от тех,  за кого страдает. Должен презирать, ненави-
    деть, убивать тех, кого любит, он не может этого пережить. Ему невыно-
    сима мысль о том, что его теория сходна с теориями Лужина и Свидригай-
    лова,  он ненавидит их,  но не имеет права на  эту  ненависть.  "Мать,
    сестра, как люблю я их! Отчего теперь я их ненавижу?" Человеческая на-
    тура его здесь наиболее остро столкнулась с его нечеловеческой  теори-
    ей.  Но теория победила.  И поэтому Достоевский как бы приходит на по-
    мощь человеческой натуре своего героя.  Сразу же после этого  монолога
    он дает третий сон Раскольникова: тот снова убивает старуху, а она над
    ним смеется.  Сон,  в котором автор выносит преступление Раскольникова
    на суд народный. Эта сцена обнажает весь ужас деяния Раскольникова.
    
            Достоевский не показывает нравственного воскрешения своего ге-
    роя,  потому что его роман не о том.  Задача писателя состояла в  том,
    чтобы  показать,  какую  власть над человеком может иметь идея и какой
    страшной может быть эта идея, какой преступной.
    
            Идея героя о праве сильного на преступление оказалась  абсурд-
    ной. Жизнь победила теорию.
    
    
    
    
    Download
  • Коллекция документации
  • Программы \Soft
  • Почитать
  • Связь с админом сайта
  • Написать админу
  • По поводу рекламы на сайте
  • Гостевая книга
  • 160110913
  • Счётчики и топы
    Кто бы мог подумать, что продвижением сайта в Кирове занимается компания "Арт Киров".
    Друзья и реклама

    Hosted by uCoz