Образ Петербурга в романах Достоевского "Преступление и наказание" и Толстого "Война и мир".Два величайших писателя Ф.М.Достоевский и Л.Н.Толстой поче- му-то в равной степени недолюбливали творение Петра Великого, его де- тище - Петербург. И это свое негативное отношение к северной столице отразили в своих бессмертных творениях. "Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге", - констатирует Свидригайлов, ге- рой романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание". И действитель- но, Петербург - театрально красив, но абсолютно плосок и прям, как шахматная доска. Единственное отступление от плоскости - это арки мос- тов, единственное нарушение прямизны -это изгибы рек и каналов. Петер- бург был построен на пустом месте, среди болот, и эта напряженная ис- кусственность давит постоянно. Можно восхищаться архитектурными красо- тами этого города и одновременно сходить с ума от чувства замкнутости и одиночество. Это и происходит с героями романов Достоевского. "На улице жа- ра стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому пе- тербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, - все это неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши", - пишет Достоевский в "Преступлении и наказании", прослеживая связь между "исступленными мыслями" Раскольникова и "черепашьей скорлупой" его каморки. Эта ка- морка является своеобразным символом более грандиозной, но столь же душной каморки - большого города. Только в духоте узких улочек, в тес- ноте ужасных квартир может развернуться драма униженных и оскорблен- ных, борьба жизни с желанием существовать, жестокий поединок смерти и молодости... Картину тесноты, нравственной подавленности людей, ютящихся "на аршине пространства", дополняет чувство духовного одиночества че- ловека в огромном городе. Люди относятся здесь друг к другу с подозре- нием и недоверием, их объединяет только злорадство и любопытство к несчастью ближнего. Под пьяный хохот и язвительные насмешки посетите- лей кабака рассказывает Мармеладов страшную историю своей жизни. В романе возникает образ Петербурга мертвого, холодного, рав- нодушного к судьбе человека: "необычным холодом" веет на Раскольникова "от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна для него эта картина". Если для Достоевского Петербург - это холодный исполин, огром- ная бездна, мрачный город доходных домов, дворов-колодцев, черных лестниц, грязных углов; город - соучастник преступления Раскольникова, то для Толстого Петербург - замкнутое пространство, "тюрьма" для души, где положительный герой в полной мере ощущает свое одиночество. Вспом- ним, как неуютно князю Андрею в Петербурге светских салонов и гости- ных. Он чувствует свою ненужность, ведь не зря говорит он Пьеру при встрече с ним: "Эта жизнь, которую я здесь веду, эта жизнь не для ме- ня". Петербург для Толстого - это источник искушения и всяческих бед. Жизнь светского Петербурга пагубным образом влияет на Пьера после того, как он стал наследником графа Безухова. Он пускается во все тяж- кие: пьет, устраивает несуразные кутежи и хулиганства наподобие случая с медведем , ведет праздный, бессмысленный образ жизни. Подобно напряженной искусственности архитектуры этого города, искусственность и фальш царят в душах представителей петербургского высшего света. Интриги, придворные сплетни, карьера и богатство - вот их интересы, вот все, чем они живут. Все здесь насквозь пропитано ложью: и дежурные улыбки Анны Павловны Шерер, и лакированные от чужих нескромных взглядов плечи Элен, и чопорность Бергов, и холодная любез- ность таких как Друбецкой. В этом обществе нет ничего правдивого, ес- тественного, простого /того, что так ценит в человеке Толстой/. Их речь, жесты, интонация и поступки определяются "условными правилами светского поведения". Город, в котором они живут, сыграл с ними мрач- ную шутку, наложив свой отпечаток на их души: он сотворил их по своему образу и подобию. Несмотря на то, что два величайших писателя по- разному изоб- разили Петербург в своем творчестве, отношение их к городу одинаковое: оба они не любят и не принимают его. |
|