Лучшие школьные сочинения, множество авторов и школьные приколы, всё это на сайте FreeDays
Авторы
  • А.С.Грибоедов
  • А.С. Пушкин
  • М.Ю.Лермонтов
  • Н.В.Гоголь
  • А.П.Чехов
  • И.С.Тургенев
  • Н.А.Некрасов
  • Ф.М.Достоевский
  • Л.Н.Толстой
  • А.М.Горький
  • А.А.Блок
  • С.А.Есенин
  • А.А.Ахматова
  • Б.Пастернак
  • В.В.Маяковский
  • М.Булгаков
  • М.Цветаева
  • А.Платонов
  • А.Т.Твардовский
  • А.И.Солженицын
  • В.Быков
  • Е.Замятин
  • В.Высоцкий
  • А.Н.Толстой
  • И.А.Гончаров
  • А.Н.Островский
  • Приколы
  • Фото учителей
  • Школьные
  • Образ Петербурга в романах Достоевского "Преступление и наказание" и Толстого "Война и мир".



    
            Два величайших писателя Ф.М.Достоевский  и  Л.Н.Толстой  поче-
    му-то в равной степени недолюбливали творение Петра Великого,  его де-
    тище - Петербург.  И это свое негативное отношение к северной  столице
    отразили в своих бессмертных творениях.
    
            "Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний
    на душу человека,  как в Петербурге", - констатирует Свидригайлов, ге-
    рой романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание". И действитель-
    но,  Петербург - театрально красив,  но абсолютно плосок и  прям,  как
    шахматная доска. Единственное отступление от плоскости - это арки мос-
    тов, единственное нарушение прямизны -это изгибы рек и каналов. Петер-
    бург был построен на пустом месте,  среди болот, и эта напряженная ис-
    кусственность давит постоянно. Можно восхищаться архитектурными красо-
    тами  этого города и одновременно сходить с ума от чувства замкнутости
    и одиночество.
    
            Это и происходит с героями романов Достоевского. "На улице жа-
    ра стояла страшная,  к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса,
    кирпич,  пыль и та особенная летняя вонь,  столь известная каждому пе-
    тербуржцу,  не  имеющему возможности нанять дачу,  - все это неприятно
    потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши", - пишет Достоевский
    в  "Преступлении и наказании",  прослеживая связь между "исступленными
    мыслями" Раскольникова и "черепашьей скорлупой" его каморки.  Эта  ка-
    морка  является  своеобразным символом более грандиозной,  но столь же
    душной каморки - большого города. Только в духоте узких улочек, в тес-
    ноте  ужасных  квартир может развернуться драма униженных и оскорблен-
    ных,  борьба жизни с желанием существовать, жестокий поединок смерти и
    молодости...
    
            Картину тесноты,  нравственной  подавленности людей,  ютящихся
    "на аршине пространства",  дополняет чувство духовного одиночества че-
    ловека в огромном городе. Люди относятся здесь друг к другу с подозре-
    нием и недоверием,  их объединяет только злорадство  и  любопытство  к
    несчастью ближнего.  Под пьяный хохот и язвительные насмешки посетите-
    лей кабака рассказывает Мармеладов страшную историю своей жизни.
    
            В романе возникает образ Петербурга мертвого,  холодного, рав-
    нодушного к судьбе человека: "необычным холодом" веет на Раскольникова
    "от этой великолепной панорамы;  духом немым и глухим полна  для  него
    эта картина".
    
            Если для Достоевского Петербург - это холодный исполин, огром-
    ная бездна,  мрачный город  доходных  домов,  дворов-колодцев,  черных
    лестниц, грязных углов; город - соучастник преступления Раскольникова,
    то для Толстого Петербург - замкнутое пространство, "тюрьма" для души,
    где положительный герой в полной мере ощущает свое одиночество. Вспом-
    ним,  как неуютно князю Андрею в Петербурге светских салонов и  гости-
    ных.  Он  чувствует свою ненужность,  ведь не зря говорит он Пьеру при
    встрече с ним:  "Эта жизнь, которую я здесь веду, эта жизнь не для ме-
    ня".
    
            Петербург для  Толстого  -  это источник искушения и всяческих
    бед. Жизнь светского Петербурга пагубным образом влияет на Пьера после
    того, как он стал наследником графа Безухова. Он пускается во все тяж-
    кие: пьет, устраивает несуразные кутежи и хулиганства наподобие случая
    с медведем , ведет праздный, бессмысленный образ жизни.
    
            Подобно напряженной  искусственности архитектуры этого города,
    искусственность и фальш царят в  душах  представителей  петербургского
    высшего света.  Интриги, придворные сплетни, карьера и богатство - вот
    их интересы,  вот все,  чем они живут.  Все здесь  насквозь  пропитано
    ложью:  и дежурные улыбки Анны Павловны Шерер, и лакированные от чужих
    нескромных взглядов плечи Элен, и чопорность Бергов, и холодная любез-
    ность таких как Друбецкой.  В этом обществе нет ничего правдивого, ес-
    тественного,  простого /того,  что так ценит в человеке  Толстой/.  Их
    речь,  жесты,  интонация  и поступки определяются "условными правилами
    светского поведения".  Город, в котором они живут, сыграл с ними мрач-
    ную шутку, наложив свой отпечаток на их души: он сотворил их по своему
    образу и подобию.
    
            Несмотря на то,  что два величайших писателя по- разному изоб-
    разили Петербург в своем творчестве, отношение их к городу одинаковое:
    оба они не любят и не принимают его.
    
    
    
    Download
  • Коллекция документации
  • Программы \Soft
  • Почитать
  • Связь с админом сайта
  • Написать админу
  • По поводу рекламы на сайте
  • Гостевая книга
  • 160110913
  • Счётчики и топы
    Кто бы мог подумать, что продвижением сайта в Кирове занимается компания "Арт Киров".
    Друзья и реклама

    Hosted by uCoz