Мой любимый герой в романе "Война и мир".Л.Н.Толстой является великим художником-реалистом. Из-под его пера вышла новая форма исторического романа: роман-эпопея. В этом ро- мане наряду с историческими событиями, он показывает быт помещичьей России и мир аристократического общества. Здесь показаны представители различных слоев дворянства. Представителями передового, мыслящего дво- рянства являются Андрей Болконский и Пьер Безухов, к которым писатель относится с большой симпатией. Впервые Толстой знакомит нас Андреем Болконским в салоне Анны Павловны Шерер, фрейлины императрицы, и описывает его внешность. Писа- тель много внимания уделяет выражению скуки и недовольства на лице князя: у него был "усталый скучный взгляд", часто "гримаса портит его красивое лицо". Андрей Болконский получил хорошее образование и воспи- тание. Его отец - сподвижник Суворова, символ эпохи XVIII века. Именно отец научил князя Болконского ценить в людях такие человеческие досто- инства, как верность чести и долгу. Отправляя сына на войну /имеется в виду война 1805-1807 гг./, старый князь говорит ему на прощание: "Пом- ни одно, князь Андрей, коли тебя убьют, мне, старику, больно будет, а коли узнаю, что повел не как сын Болконского, мне стыдно будет". Андрей Болконский с презрением относится к светскому обществу, это презрение ему передалось от отца. Людей, которые собираются в са- лоне А.П.Шерер, он называет "глупым обществом", так как его не удов- летворяет эта праздная, пустая, никчемная жизнь. Не зря он говорит Пь- еру Безухову: "Жизнь, которую я здесь веду, эта жизнь не по мне". И еще: "Гостиные, балы, сплетни, тщеславие, ничтожество - вот заколдо- ванный круг, из которого я не могу выйти". Князь Андрей - богато одаренная натура. Он живет в эпоху фран- цузской революции и Отечественной войны 1812 года. В такой обстановке князь Андрей ищет смысл жизни. Сначала это мечты о "своем Тулоне", мечты о славе. Но ранение на Аустерлицком поле приводит героя к разо- чарованию. Вообще, история его жизни - это цепь разочарований героя: сначала в славе, затем в общественно-политической деятельности, и, на- конец, в любви. Далеко не случайно, что Андрею суждено умереть на героическом взлете русской жизни, а Пьеру пережить его; далеко не случайно, что Наташа Ростова останется для Андрея всего лишь невестой, а для Пьера будет женой. В разговоре с Пьером накануне Бородинского сражения князь Анд- рей глубоко осознает народный характер этой войны. Князь Андрей гово- рит Пьеру о том, что успех сражения "никогда не зависел и не будет за- висеть ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от числа; а уж меньше всего от позиции". "А от чего же?" - спрашивает Пьер. И слышит в от- вет: "От того чувства, которое есть во мне, в нем, - он указал на Ти- мохина, - в каждом солдате". Однако стать такими, как они, породниться душою с простыми солдатами Князю Андрею не суждено. В роковую минуту смертельного ране- ния князь Андрей испытывает последний, страстный и мучительный порыв к жизни земной: "совершенно новым завистливым взглядом" он смотрит на "траву и полынь". И потом, уже на носилках он подумает: "Отчего мне так жалко было расставаться с жизнью? Что-то было в этой жизни, чего я не понимал и не понимаю." Глубоко символично, что под Аустерлицем князю открылось отре- шенное от суеты мирской голубое, высокое небо, а под Бородиным - близ- кая, но не дающаяся ему в руки земля, завистливый взгляд на нее. В умирающем князе Андрее небо и земля, смерть и жизнь борются друг с другом. Эта борьба проявляется в двух формах любви: одна - земная, лю- бовь к Наташе; другая - идеальная любовь ко всем людям. И как только любовь ко всем людям проникает в него, князь Андрей чувствует отрешен- ность от жизни, освобождение и удаление от нее. Любить всех - значит не жить земной жизнью, значит умереть. Земля, к которой страстно потянулся князь Андрей, так и не да- лась в его руки, уплыла, оставив в его душе чувство тревожного недоу- мения, неразгаданной тайны. Восторжествовало величественное, отрешен- ное от мирских треволнений небо, а вслед за ним наступила смерть. Князь Андрей умер не только от раны. Его смерть связана с особенностя- ми характера и положения в мире людей. Его поманили, позвали к себе, но ускользнули, оставшись недосягаемыми, те духовные ценности, которые сделал судьбоносным 1812 год. |
|