Лучшие школьные сочинения, множество авторов и школьные приколы, всё это на сайте FreeDays
Авторы
  • А.С.Грибоедов
  • А.С. Пушкин
  • М.Ю.Лермонтов
  • Н.В.Гоголь
  • А.П.Чехов
  • И.С.Тургенев
  • Н.А.Некрасов
  • Ф.М.Достоевский
  • Л.Н.Толстой
  • А.М.Горький
  • А.А.Блок
  • С.А.Есенин
  • А.А.Ахматова
  • Б.Пастернак
  • В.В.Маяковский
  • М.Булгаков
  • М.Цветаева
  • А.Платонов
  • А.Т.Твардовский
  • А.И.Солженицын
  • В.Быков
  • Е.Замятин
  • В.Высоцкий
  • А.Н.Толстой
  • И.А.Гончаров
  • А.Н.Островский
  • Приколы
  • Фото учителей
  • Школьные
  • Принципы психологического анализа в романе Л.Н.Толстого "Война и мир".



        Философскому, историческому  роману-эпопее Л.Н.Толстого "Война
    и мир" присущи также и  черты  романа  психологического.  Страница  за
    страницей  раскрываются перед читателем характеры героев Толстого в их
    похожести и разнообразии, статичности или изменяемости.
    
            Одним из ценнейших свойств человека Толстой считал способность
    к внутреннему изменению,  стремление к самосовершествованию,  к нравс-
    твенному поиску.  Любимые герои Толстого меняются, нелюбимые - статич-
    ны. Психологический рисунок последних предельно прост, и они во многом
    похожи друг на друга.  Показательно,  что все они красивы,  но красивы
    мертвенной,  застывшей красотой.  Они всегда одинаковы. Для психологи-
    ческого анализа этих героев автор использует повторяющиеся  детали,  и
    много раз проходят перед читателем, вызывая раздражение: плоское само-
    довольное лицо князя Василия,  кудри красавца Анатоля,  мраморно-белые
    обнаженные плечи Элен.
    
            В отличие от нелюбимых любимые герои Толстого обычно некрасивы
    внешне,  но наделены внутренней красотой.  Они способны к  самоусовер-
    шенствованию, к нравственным, духовным исканиям. Им свойственен самоа-
    нализ. Вспомним поведение героев романа во время Шенграбенского сраже-
    ния. Настоящие герои для Толстого те, в чьей внешности подчеркнуто все
    негероическое,  кто винит себя, а не других, кто скромен и честен. Ту-
    шин,  Тимохин, князь Андрей, преодолевающий свой страх - герои. Хваст-
    ливый и самоуверенный Жерков только кажется героем.
    
            Способность к самосовершенствованию показана автором на приме-
    ре Пьера и Андрея. В процессе поиска истинного, важного, непреходящего
    в жизни они постепенно выходят из-под влияния системы  ложных  ценнос-
    тей. Пьер разочаровывается в масонстве, князь Андрей - в государствен-
    ной службе.
    
            Толстой первым в русской литературы изобразил мгновения  изме-
    нения  душевных  состояний своих героев,  открыл то,  что впоследствии
    Чернышевский назвал "диалектикой души".  Вспомним, к примеру, ту сцену
    в романе,  в которой Николай,  проигравший Долохову огромную сумму де-
    нег,  возвращается домой в состоянии полного душевного смятения, услы-
    шав пение Наташи,  понимает,  что это важно всегда,  а все остальное -
    преходяще. Для князя Андрея такими моментами душевных перемен является
    Аустерлиц  с его небом и болезнь сына с пологом над детской кроваткой,
    под которым князю Андрею открывается новый взгляд на жизнь.
    
            Важным для раскрытия психологии героев является  для  Толстого
    их отношение к другим людям,  способность отречься от себя, по-карата-
    евски разлившись маленькой каплей в море человеческих жизней,  а также
    отношение людей к вечным человеческим ценностям:  любви,  природе, ис-
    кусству, семье. Герои нелюбимые показаны в отрыве от всего этого. Как,
    например,  семья Курагиных,  которую и семьей назвать сложно.  Ведь их
    объединение лишено, по выражению С.Бочарова, той "родовой поэзии", ко-
    торая свойственна семьям Ростовых и Болконских, где отношения строятся
    на любви и самоотдаче. Их объединяет только животное родство, они даже
    не  воспринимают себя как близких людей /достаточно вспомнить нездоро-
    вый эротизм в отношениях Анатоля и Элен, ревность старой княгини к до-
    чери и признание князя Василия в том, что он лишен "шишки родительской
    любви" и дети -"обуза его существования"/.  Можно  также  вспомнить  о
    бездетной  Шерер и о слезах растроганного Наполеона,  когда тот глядит
    на портрет сына /любовь - явно не самое главное  чувство,  которое  он
    при этом испытывает/.
    
            Любимые герои Толстого - плоть от плоти природы. Все, что про-
    исходит в природе,  находит отклик в их душах.  Героям открывается  их
    "собственное" небо, с которым связаны важные, порой эпохальные переме-
    ны в их душах.
    
            Важный принцип психологического анализа  -  изображение  снов.
    Так,  сны Пьера, например, очень умственны, рассудочны. В них он видит
    свои слабости, в них к нему приходят решения. В сне князя Андрея раск-
    рываются те противоречия,  которые для него неразрешимы, жизнь с кото-
    рыми делается невозможной.  Сон Пети - сон светлый,  гармоничный,  сон
    Николая Болконского - сон "болконский", рассудочный, проблематичный.
    
            Толстой показывает  своих  героев  в их отношении к искусству,
    которое выявляет у одних фальш и бездуховность, у других -тонкость ду-
    шевного  восприятия  и  глубину чувств.  Вспомним о роли музыки в доме
    Ростовых,  об оперном спектакле,  показанном сквозь призму  восприятия
    Наташи.
    
            Имена Пьера Безухова, Наташи Ростовой, Андрея Болконского зна-
    ют даже те,  кто не читал "Войны и мира". Мне кажется, причина этого в
    том, что автору романа удалось сделать своих героев необыкновенно жиз-
    ненными, а характеры их - психологически достоверными, многогранными.
    
    Download
  • Коллекция документации
  • Программы \Soft
  • Почитать
  • Связь с админом сайта
  • Написать админу
  • По поводу рекламы на сайте
  • Гостевая книга
  • 160110913
  • Счётчики и топы
    Кто бы мог подумать, что продвижением сайта в Кирове занимается компания "Арт Киров".
    Друзья и реклама

    Hosted by uCoz