Принципы психологического анализа в романе Л.Н.Толстого "Война и мир".Философскому, историческому роману-эпопее Л.Н.Толстого "Война и мир" присущи также и черты романа психологического. Страница за страницей раскрываются перед читателем характеры героев Толстого в их похожести и разнообразии, статичности или изменяемости. Одним из ценнейших свойств человека Толстой считал способность к внутреннему изменению, стремление к самосовершествованию, к нравс- твенному поиску. Любимые герои Толстого меняются, нелюбимые - статич- ны. Психологический рисунок последних предельно прост, и они во многом похожи друг на друга. Показательно, что все они красивы, но красивы мертвенной, застывшей красотой. Они всегда одинаковы. Для психологи- ческого анализа этих героев автор использует повторяющиеся детали, и много раз проходят перед читателем, вызывая раздражение: плоское само- довольное лицо князя Василия, кудри красавца Анатоля, мраморно-белые обнаженные плечи Элен. В отличие от нелюбимых любимые герои Толстого обычно некрасивы внешне, но наделены внутренней красотой. Они способны к самоусовер- шенствованию, к нравственным, духовным исканиям. Им свойственен самоа- нализ. Вспомним поведение героев романа во время Шенграбенского сраже- ния. Настоящие герои для Толстого те, в чьей внешности подчеркнуто все негероическое, кто винит себя, а не других, кто скромен и честен. Ту- шин, Тимохин, князь Андрей, преодолевающий свой страх - герои. Хваст- ливый и самоуверенный Жерков только кажется героем. Способность к самосовершенствованию показана автором на приме- ре Пьера и Андрея. В процессе поиска истинного, важного, непреходящего в жизни они постепенно выходят из-под влияния системы ложных ценнос- тей. Пьер разочаровывается в масонстве, князь Андрей - в государствен- ной службе. Толстой первым в русской литературы изобразил мгновения изме- нения душевных состояний своих героев, открыл то, что впоследствии Чернышевский назвал "диалектикой души". Вспомним, к примеру, ту сцену в романе, в которой Николай, проигравший Долохову огромную сумму де- нег, возвращается домой в состоянии полного душевного смятения, услы- шав пение Наташи, понимает, что это важно всегда, а все остальное - преходяще. Для князя Андрея такими моментами душевных перемен является Аустерлиц с его небом и болезнь сына с пологом над детской кроваткой, под которым князю Андрею открывается новый взгляд на жизнь. Важным для раскрытия психологии героев является для Толстого их отношение к другим людям, способность отречься от себя, по-карата- евски разлившись маленькой каплей в море человеческих жизней, а также отношение людей к вечным человеческим ценностям: любви, природе, ис- кусству, семье. Герои нелюбимые показаны в отрыве от всего этого. Как, например, семья Курагиных, которую и семьей назвать сложно. Ведь их объединение лишено, по выражению С.Бочарова, той "родовой поэзии", ко- торая свойственна семьям Ростовых и Болконских, где отношения строятся на любви и самоотдаче. Их объединяет только животное родство, они даже не воспринимают себя как близких людей /достаточно вспомнить нездоро- вый эротизм в отношениях Анатоля и Элен, ревность старой княгини к до- чери и признание князя Василия в том, что он лишен "шишки родительской любви" и дети -"обуза его существования"/. Можно также вспомнить о бездетной Шерер и о слезах растроганного Наполеона, когда тот глядит на портрет сына /любовь - явно не самое главное чувство, которое он при этом испытывает/. Любимые герои Толстого - плоть от плоти природы. Все, что про- исходит в природе, находит отклик в их душах. Героям открывается их "собственное" небо, с которым связаны важные, порой эпохальные переме- ны в их душах. Важный принцип психологического анализа - изображение снов. Так, сны Пьера, например, очень умственны, рассудочны. В них он видит свои слабости, в них к нему приходят решения. В сне князя Андрея раск- рываются те противоречия, которые для него неразрешимы, жизнь с кото- рыми делается невозможной. Сон Пети - сон светлый, гармоничный, сон Николая Болконского - сон "болконский", рассудочный, проблематичный. Толстой показывает своих героев в их отношении к искусству, которое выявляет у одних фальш и бездуховность, у других -тонкость ду- шевного восприятия и глубину чувств. Вспомним о роли музыки в доме Ростовых, об оперном спектакле, показанном сквозь призму восприятия Наташи. Имена Пьера Безухова, Наташи Ростовой, Андрея Болконского зна- ют даже те, кто не читал "Войны и мира". Мне кажется, причина этого в том, что автору романа удалось сделать своих героев необыкновенно жиз- ненными, а характеры их - психологически достоверными, многогранными. |
|