Лучшие школьные сочинения, множество авторов и школьные приколы, всё это на сайте FreeDays
Авторы
  • А.С.Грибоедов
  • А.С. Пушкин
  • М.Ю.Лермонтов
  • Н.В.Гоголь
  • А.П.Чехов
  • И.С.Тургенев
  • Н.А.Некрасов
  • Ф.М.Достоевский
  • Л.Н.Толстой
  • А.М.Горький
  • А.А.Блок
  • С.А.Есенин
  • А.А.Ахматова
  • Б.Пастернак
  • В.В.Маяковский
  • М.Булгаков
  • М.Цветаева
  • А.Платонов
  • А.Т.Твардовский
  • А.И.Солженицын
  • В.Быков
  • Е.Замятин
  • В.Высоцкий
  • А.Н.Толстой
  • И.А.Гончаров
  • А.Н.Островский
  • Приколы
  • Фото учителей
  • Школьные
  • Проблема гуманизма в пьесе Горького "На дне".



    
            Пьеса А.М.Горького "На дне" была написана в 1902 году, в пере-
    ломный момент для России.  Горький вводит в русскую литературу  нового
    героя - люмпена,  босяка.  Но рассказывает о нем по-новому. Тема людей
    дна не нова для русской литературы:  Гоголь,  Достоевский, Гиляровский
    обращались к этой теме.
    
            Сам Горький  отмечал,  что  пьеса  явилась  итогом  его  почти
    20-летних наблюдений над миром "бывших людей".
    
            Мрачный быт костылевской ночлежки изображен Горьким как вопло-
    щение  социального  зла.  Автор описывает этот приют убогих и "сирых":
    "Подвал,  похожий на пещеру. Потолок - тяжелые, каменные своды, закоп-
    ченные,  с обвалившейся штукатуркой. Свет - от зрителя и, сверху вниз,
    - из квадратного окна с правой стороны".
    
            Под сводами костылевского  подземелья  оказались  люди  самого
    различного  характера  и социального положения.  Каждый из них наделен
    своими,  индивидуальными чертами. Здесь и рабочий Клещ, живущий надеж-
    дой на возвращение к честному труду, Пепел, жаждущий правильной жизни,
    Актер, поглощенный воспоминаниями о своей былой славе, Настя, страстно
    рвущаяся к настоящей,  большой любви.  Все эти люди, конечно, достойны
    лучшей участи. Тем трагичнее их положение сейчас.
    
            Рисуя обитателей костылевской ночлежки и подчеркивая в них че-
    ловеческие черты,  достойные сострадания, Горький вместе с тем со всей
    решительностью вскрывает в пьесе бессилие  босяков,  их  непригодность
    для дела переустройства России. Каждый из ночлежки живет надеждами, но
    сделать что-нибудь,  изменить свое плачевное положение не может в силу
    трагического стечения обстоятельств. И остаются одни только декларации
    о том, что "человек... звучит гордо". Но вот появляется в пьесе новый,
    неведомо откуда взявшийся персонаж -Лука.  Вместе с ним появляется но-
    вый мотив в пьесе: возможность утешения или разоблачения.
    
            Сам Горький указывал,  в чем состояла главная проблема  пьесы:
    "Основной вопрос,  который я хотел поставить,  это - что лучше, истина
    или сострадание?  Что нужнее?  Нужно ли доводить сострадание до  того,
    чтобы пользоваться ложью,  как Лука?" Эта фраза Горького была вынесена
    в заголовок сочинения.  За этой фразой автора стоит глубокая философс-
    кая мысль.  Точнее вопрос:  что лучше - истина или сострадание, правда
    или ложь во спасение.  Пожалуй,  этот вопрос так же сложен, как и сама
    жизнь. Над разрешением его бились многие поколения. Тем не менее попы-
    таемся найти ответ на поставленный вопрос.
    
            Странник Лука выполняет в пьесе роль утешителя.  Анну он успо-
    каивает разговором о блаженной тишине после смерти. Пепла он соблазня-
    ет картинами вольной и свободной жизни в Сибири.  Несчастному  пьянице
    Актеру он сообщает об устройстве специальных лечебниц, где лечат алко-
    голиков.  Так он повсюду сеет слова утешения и надежды.  Жаль, только,
    что все его обещания основаны на лжи.  Нет вольной жизни в Сибири, нет
    спасения Актеру от его тяжелого недуга.  Умрет несчастная Анна,  так и
    не повидавшая настоящей жизни,  мучимая мыслью, "как бы больше другого
    не съесть".  Намерения Луки помочь другим людям кажутся понятными.  Он
    рассказывает притчу о человеке,  который верил в существование правед-
    ной земли.  Когда некий ученый доказал, что такой земли нет, человек с
    горя повесился. Этим Лука хочет лишний раз подтвердить, насколько спа-
    сительная для людей иногда ложь и как не нужна и опасна для них бывает
    правда.
    
            Эту философию  оправдания  спасительной лжи Горький отвергает.
    Ложь старца Луки, подчеркивает Горький, играет реакционную роль. Вмес-
    то того,  чтобы звать на борьбу против неправедной жизни, он примиряет
    угнетенных и обездоленных с угнетателями и тиранами. Эта ложь, по мне-
    нию автора пьесы,  выражение слабости, исторического бессилия. Так ду-
    мает автор. А как думаем мы?
    
            Сама композиция пьесы, ее внутреннее движение, разоблачает фи-
    лософию Луки.  Последуем же вслед за автором и его замыслом.  В начале
    пьесы мы видим, как каждый из героев одержим своей мечтой, своей иллю-
    зией.  Появление Луки с его философией утешения и примирения укрепляет
    обитателей ночлежки в правоте их неясных и призрачных увлечений и дум.
    Но  вместо мира и тишины в костылевской ночлежке назревают острые дра-
    матические события, которые достигают своей кульминации в сцене убийс-
    тва старика Костылева. Сама действительность, сама суровая правда жиз-
    ни опровергает утешительную ложь Луки.  В свете происходящего на сцене
    благостные разглагольствования Луки кажутся автору фальшивыми. Горький
    прибегает к необычному композиционному приему: он задолго до финала, в
    третьем  акте,  убирает одного из главных героев пьесы:  Лука тихонько
    исчезает и в последнем, четвертом акте уже не появляется.
    
            Философию Луки отвергает противопоставленный ему Сатин.  "Ложь
    - религия рабов и хозяев. Правда - бог свободного человека!" - говорит
    он.  Из этого вовсе не следует, что Сатин - положительный герой. Глав-
    ное достоинство Сатина в том,  что он умен и дальше всех видит неправ-
    ду. Но к настоящему делу Сатин не пригоден.
    
            Фактического ответа на вопрос автора:  "Что лучше:  истина или
    сострадание?" - в пьесе нет. Мне кажется, что ложь во спасение необхо-
    дима.  Лука старается дать погибающим людям хоть какую-то надежду.  Он
    утешает их,  успокаивает. Несет хоть и небольшое, но облегчение обита-
    телям "дна".  Все же остальные клянут жизнь...  и грешат, грешат, гре-
    шат. А человек живет надеждой!..
    
            Дело в том,  что гуманистическая идея пьесы оказалась выше тех
    рамок,  которые обозначил сам автор. Горький, разъясняя артистам МХАТ,
    как должны играть актеры в его пьесе, говорил, что Лука - человек хит-
    рый,  себе на уме,  ловко пользующийся расположением к себе людей.  Но
    артист Москвин,  игравший Луку, сыграл его так искренне, проникновенно
    и убедительно,  что вышел за рамки, намеченные Горьким. Да, образ Луки
    оказался более гуманным и вечным,  чем пламенные монологи шулера Сати-
    на.
    
    
    
    
    Download
  • Коллекция документации
  • Программы \Soft
  • Почитать
  • Связь с админом сайта
  • Написать админу
  • По поводу рекламы на сайте
  • Гостевая книга
  • 160110913
  • Счётчики и топы
    Кто бы мог подумать, что продвижением сайта в Кирове занимается компания "Арт Киров".
    Друзья и реклама

    Hosted by uCoz