Проблема гуманизма в пьесе Горького "На дне".Пьеса А.М.Горького "На дне" была написана в 1902 году, в пере- ломный момент для России. Горький вводит в русскую литературу нового героя - люмпена, босяка. Но рассказывает о нем по-новому. Тема людей дна не нова для русской литературы: Гоголь, Достоевский, Гиляровский обращались к этой теме. Сам Горький отмечал, что пьеса явилась итогом его почти 20-летних наблюдений над миром "бывших людей". Мрачный быт костылевской ночлежки изображен Горьким как вопло- щение социального зла. Автор описывает этот приют убогих и "сирых": "Подвал, похожий на пещеру. Потолок - тяжелые, каменные своды, закоп- ченные, с обвалившейся штукатуркой. Свет - от зрителя и, сверху вниз, - из квадратного окна с правой стороны". Под сводами костылевского подземелья оказались люди самого различного характера и социального положения. Каждый из них наделен своими, индивидуальными чертами. Здесь и рабочий Клещ, живущий надеж- дой на возвращение к честному труду, Пепел, жаждущий правильной жизни, Актер, поглощенный воспоминаниями о своей былой славе, Настя, страстно рвущаяся к настоящей, большой любви. Все эти люди, конечно, достойны лучшей участи. Тем трагичнее их положение сейчас. Рисуя обитателей костылевской ночлежки и подчеркивая в них че- ловеческие черты, достойные сострадания, Горький вместе с тем со всей решительностью вскрывает в пьесе бессилие босяков, их непригодность для дела переустройства России. Каждый из ночлежки живет надеждами, но сделать что-нибудь, изменить свое плачевное положение не может в силу трагического стечения обстоятельств. И остаются одни только декларации о том, что "человек... звучит гордо". Но вот появляется в пьесе новый, неведомо откуда взявшийся персонаж -Лука. Вместе с ним появляется но- вый мотив в пьесе: возможность утешения или разоблачения. Сам Горький указывал, в чем состояла главная проблема пьесы: "Основной вопрос, который я хотел поставить, это - что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?" Эта фраза Горького была вынесена в заголовок сочинения. За этой фразой автора стоит глубокая философс- кая мысль. Точнее вопрос: что лучше - истина или сострадание, правда или ложь во спасение. Пожалуй, этот вопрос так же сложен, как и сама жизнь. Над разрешением его бились многие поколения. Тем не менее попы- таемся найти ответ на поставленный вопрос. Странник Лука выполняет в пьесе роль утешителя. Анну он успо- каивает разговором о блаженной тишине после смерти. Пепла он соблазня- ет картинами вольной и свободной жизни в Сибири. Несчастному пьянице Актеру он сообщает об устройстве специальных лечебниц, где лечат алко- голиков. Так он повсюду сеет слова утешения и надежды. Жаль, только, что все его обещания основаны на лжи. Нет вольной жизни в Сибири, нет спасения Актеру от его тяжелого недуга. Умрет несчастная Анна, так и не повидавшая настоящей жизни, мучимая мыслью, "как бы больше другого не съесть". Намерения Луки помочь другим людям кажутся понятными. Он рассказывает притчу о человеке, который верил в существование правед- ной земли. Когда некий ученый доказал, что такой земли нет, человек с горя повесился. Этим Лука хочет лишний раз подтвердить, насколько спа- сительная для людей иногда ложь и как не нужна и опасна для них бывает правда. Эту философию оправдания спасительной лжи Горький отвергает. Ложь старца Луки, подчеркивает Горький, играет реакционную роль. Вмес- то того, чтобы звать на борьбу против неправедной жизни, он примиряет угнетенных и обездоленных с угнетателями и тиранами. Эта ложь, по мне- нию автора пьесы, выражение слабости, исторического бессилия. Так ду- мает автор. А как думаем мы? Сама композиция пьесы, ее внутреннее движение, разоблачает фи- лософию Луки. Последуем же вслед за автором и его замыслом. В начале пьесы мы видим, как каждый из героев одержим своей мечтой, своей иллю- зией. Появление Луки с его философией утешения и примирения укрепляет обитателей ночлежки в правоте их неясных и призрачных увлечений и дум. Но вместо мира и тишины в костылевской ночлежке назревают острые дра- матические события, которые достигают своей кульминации в сцене убийс- тва старика Костылева. Сама действительность, сама суровая правда жиз- ни опровергает утешительную ложь Луки. В свете происходящего на сцене благостные разглагольствования Луки кажутся автору фальшивыми. Горький прибегает к необычному композиционному приему: он задолго до финала, в третьем акте, убирает одного из главных героев пьесы: Лука тихонько исчезает и в последнем, четвертом акте уже не появляется. Философию Луки отвергает противопоставленный ему Сатин. "Ложь - религия рабов и хозяев. Правда - бог свободного человека!" - говорит он. Из этого вовсе не следует, что Сатин - положительный герой. Глав- ное достоинство Сатина в том, что он умен и дальше всех видит неправ- ду. Но к настоящему делу Сатин не пригоден. Фактического ответа на вопрос автора: "Что лучше: истина или сострадание?" - в пьесе нет. Мне кажется, что ложь во спасение необхо- дима. Лука старается дать погибающим людям хоть какую-то надежду. Он утешает их, успокаивает. Несет хоть и небольшое, но облегчение обита- телям "дна". Все же остальные клянут жизнь... и грешат, грешат, гре- шат. А человек живет надеждой!.. Дело в том, что гуманистическая идея пьесы оказалась выше тех рамок, которые обозначил сам автор. Горький, разъясняя артистам МХАТ, как должны играть актеры в его пьесе, говорил, что Лука - человек хит- рый, себе на уме, ловко пользующийся расположением к себе людей. Но артист Москвин, игравший Луку, сыграл его так искренне, проникновенно и убедительно, что вышел за рамки, намеченные Горьким. Да, образ Луки оказался более гуманным и вечным, чем пламенные монологи шулера Сати- на. |
|