Поэзия Анны Ахматовой.А.А.Ахматова творила в очень сложное время, время катастроф и социальных потрясений, революций и войн. Поэтам в России в ту бурную эпоху, когда люди забывали, что такое свобода, часто приходилось выби- рать между свободным творчеством и жизнью. Но несмотря на все эти обстоятельства поэты по-прежнему про- должали творить чудеса: создавались чудесные строки и строфы. Источником вдохновения для Ахматовой стали Родина, Россия, по- руганная, но от этого ставшая еще ближе и роднее. Анна Ахматова не смогла уехать в эмиграцию, так как она знала, что только в России мо- жет она творить, что именно в России нужна ее поэзия. Не с теми я, кто бросил землю На растерзание врагам. Их грубой лести я не внемлю, Им песен я своих не дам. Но давайте вспомним начало пути поэтессы. Ее первые стихи поя- вились в России в 1911 году в журнале "Аполлон", а уже в следующем го- ду вышел и поэтический сборник "Вечер". Почти сразу же Ахматова была поставлена критиками в ряд самых больших русских поэтов. Весь мир ран- ней, а во многом и поздней лирики Ахматовой был связан с А.Блоком. Му- за Блока оказалась повенчанной с музой Ахматовой. Герой блоковской по- эзии был самым значительным и характерным "мужским" героем эпохи, тог- да как героиня поэзии Ахматовой была представительницей "женской" поэ- зии. Именно от образов Блока во многом идет герой ахматовской лирики. Ахматова в своих стихах является в бесконечном разнообразии женских судеб: любовницы и жены, вдовы и матери, изменявшей и оставляемой. Ах- матова показала в искусстве сложную историю женского характера передо- вой эпохи, его истоков, ломки нового становления. Вот почему в 1921 году, в драматическую пору своей и общей жизни, Ахматова сумела напи- сать поражающие духом обновления строки: Все расхищено, предано, продано, Черной смерти мелькало крыло, Все голодной тоской изглодано, Отчего же нам стало светло? Так что в известном смысле Ахматова была и революционным поэ- том. Но она всегда оставалась и поэтом традиционным, поставившим себя под знамя русской классики, прежде всего Пушкина. Освоение пушкинского мира продолжалось всю жизнь. Есть центр, который как бы сводит к себе весь остальной мир поэзии, оказывается основным нервом, идеей и принципом. Это любовь. Стихия женской души неизбежно должна была начаться с такого заявления себя в любви. В одном из своих стихотворений Ахматова называла любовь "пятым временем года". Чувство, само по себе острое и необычайное, по- лучает дополнительную остроту, проявляясь в предельном кризисном выра- жении - взлета или падения, первой встречи или совершившегося разрыва, смертельной опасности или смертельной тоски. Потому Ахматова так тяго- теет к лирической новелле с неожиданным, часто прихотливо-капризным концом психологического сюжета и к необычностям лирической баллады, жутковатой и таинственной ("Город сгинул", "Новогодняя баллада"). Обычно ее стихи - начало драмы, или только ее кульминация, или еще чаще финал и окончание. И здесь она опиралась на богатый опыт русской уже не только поэзии, но и прозы: Слава тебе, безысходная боль, Умер вчера сероглазый король. А за окном шелестят тополя: Нет на земле твоего короля... Стихи Ахматовой несут особую стихию любви-жалости: О нет, я не тебя любила, Палила сладостным огнем, Так объясни, какая сила В печальном имени твоем. Мир поэзии Ахматовой - мир трагедийный. Мотивы беды, трагедии звучат в стихотворениях "Клевета", "Последняя", "Через 23 года" и дру- гих. В годы репрессий, тяжелейших испытаний, когда ее мужа расстре- ляют, а сын окажется в тюрьме, творчество станет единственным спасени- ем, "последней свободой". Муза не покинула поэта, и она написала вели- кий "Реквием". Таким образом, в творчестве Ахматовой отражалась сама жизнь; творчество было ее жизнью. |
|