Мой любимый поэт и писатель Б.Пастернак.Б.Л.Пастернак в своем творчестве отразил многие события XX ве- ка. Судьба его , так же как и судьба многих поэтов этого поколения, складывалась очень тяжело. Ему пришлось пережить взлеты и падения, по- беды и поражения. Поэтому, может быть, для Пастернака творчество стало спасением и выходом, может быть, даже бегством от окружавшей его со- ветской действительности. Он подчеркивает необходимость непрерывной напряженной работы сердца и ума для каждого художника: Не спи, не спи, работай, Не прерывай труда, Не спи, борись с дремотой, Как летчик, как звезда. Не спи, не спи, художник, Не предавайся сну. Ты - времени заложник У вечности в плену. В 1913 году в созданном несколькими молодыми людьми издатель- стве "Лирика" на началах складчины вышел альманах, в котором напечата- ны пять его стихотворений. Первым из них Пастернак неизменно потом открывал свои сборники: Февраль. Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд, Пока грохочущая слякоть Весною черною горит. За это лето он написал стихотворения первой своей книги, и к новому, 1914 году, она вышла в том же издании под названием "Близнец в тучах". К концу 1916 года вышла в свет вторая книга стихотворений Пас- тернака "Поверх барьеров". Узнав о февральской революции, Пастернак вернулся в Москву. Написанная революционным летом 1917 года книга лирики "Сестра моя - жизнь", поставила Пастернака в ряд первых литературных имен своего времени. Творческий подъем 1917-1918 годов дал возможность как бы по инерции написать следующую книгу стихов - "Темы и вариации", но эта книга, упрочив его имя, однако, внутренне означала для автора душевный спад, стала для него объектом недовольства собой. Постепенно Пастернак свыкается с мыслью, что в такие времена лирическая поэзия становится безнравственной и поэт может существо- вать, лишь сознавая свой долг, жертвуя своей прижизненной судьбой, временем ради вечного: Мы были людьми. Мы эпохи. Нас сбило, и мчит в караване, Как тундру под тендера вздохи И поршней и шпал порванные. Пастернак обращается к историческим сюжетам революции 1905 го- да, к легендарной фигуре лейтенанта Шмидта. Появляется поэма "Лейте- нант Шмидт ". Стихи, посвященные людям, чьи судьбы тогда касались и трогали поэта (Брюсову, Ахматовой, Цветаевой, Мейерхольду), вместе с некоторы- ми другими, написанными в это десятилетие, Пастернак объединил с ран- ними сборниками и составил сборник "Поверх барьеров". Итоговыми рабо- тами этого времени стали поэмы "Спекторский" и "Охранная грамота", в которых Пастернак изложил свои взгляды на внутреннюю суть искусства и его значение в истории человеческого общества. С начала 30-х годов Пастернак принимал активное участие в Сою- зе писателей и выступил с речью на первом его съезде. В это время о нем много писали, он надеялся быть общественно полезным. С осени 1936 года тон печати по отношению к Пастернаку резко переменился Поезд ушел. Насыпь черна. Где я дорогу впотьмах раздобуду? Радость победы в войне возрождала надежды на долгожданное об- новление общества. Радостные предвестия свободы оказались ложными. Но и в их свете Пастернак начал писать роман "Доктор Живаго", работа над которым заняла целое десятилетие. Но К.Симонов, редактор "Нового ми- ра", отказался печатать роман и его издание на родине было запрещено более 30 лет. Прошло 30 лет двусмысленного замалчивания романа "Доктор Жива- го". Он, наконец, издан; печатаются массовыми тиражами, о которых ав- тор не мог и мечтать, его стихи и проза. Его читают, о нем много гово- рят и пишут. И все-таки, на мой взгляд, лучшим в творчестве Б. Пастернака являются стихи и переводы. |
|