Герой и народ в поэме А.Т.Твардовского "Василий Теркин".Говорят, что собирались поставить или уже поставили памятник бойцу Василию Теркину. Памятник литературному герою - вещь вообще ред- кая, а в нашей стране в особенности. Но мне кажется, что герой Твар- довского заслужил эту честь по праву. Ведь вместе с ним памятник полу- чают и миллионы тех, кто так или иначе походил на Василия, кто любил свою страну и не жалел своей крови, кто находил выход из трудного по- ложения и умел шуткой скрасить фронтовые трудности, кто любил поиграть на гармони и послушать музыку на привале. Многие из них не обрели даже своей могилы. Пусть же памятник Василию Теркину будет и им надгробием. Поэма Твардовского была действительно народной, вернее сол- датской поэмой. По воспоминаниям Солженицына, солдаты его батареи из многих книг предпочитали больше всего ее да "Войну и мир" Толстого. В своем сочинении мне хотелось бы остановится на том, что мне больше всего нравится в поэме "Василий Теркин". Больше всего мне нравится в произведении Александра Трифонови- ча язык, легкий, образный, народный. Стихи его так и запоминаются са- ми. По душе необычность книги, то, что каждая глава является закончен- ным, отдельным произведением. Сам автор сказал о ней так: "Эта книга про бойца, без начала и конца". И то, что автор предлагает: Словом, книгу с середины И начнем. А там пойдет... Это, думается, делает героя ближе и понятнее. Очень правильно и то, что поэт приписал Теркину не так уж много геройских подвигов. Однако переправы, сбитого самолета да взятого в плен языка вполне дос- таточно. Если бы меня спросили, почему Василий Теркин стал одним из мо- их самых любимых литературных героев, я бы сказал: "Мне нравится его жизнелюбие. Смотрите, он на фронте, где каждый день смерть, где никто "не заколдован от осколка - дурака, от любой дурацкой пули". Порой мерзнет или голодает, не имеет вести от родных. А он не унывает. Живет и радуется жизни: Ведь он в кухне - с места, С места - в бой, Курит, ест и пьет со смаком На позиции любой. Он может переплыть ледяную реку, тащить, надрываясь, языка. Но вот вынужденная стоянка, "а мороз - ни стать, ни сесть". И Теркин за- играл на гармони: И от той гармошки старой, Что осталась сиротой, Как-то вдруг теплее стало На дороге фронтовой. Теркин - душа солдатской компании. Недаром товарищи любят слу- шать его то шутливые, а то и серьезные рассказы. Вот они лежат в боло- тах, где перемокшая пехота мечтает уже даже о том, "хоть бы смерть, да на сухом". Сыплет дождик. И даже покурить нельзя: размокли спички. Солдаты все клянут, и кажется им, "хуже нет уже беды". А Теркин усме- хается и начинает длинное рассуждение. Говорит он о том, что пока сол- дат чувствует локоть товарища, он силен. За ним батальон, полк, диви- зия. А то и фронт. Да что там: вся Россия! Вот в прошлом году, когда немец рвался к Москве и пел "Москва моя", тогда и нужно было кручи- ниться. А нынче немец совсем не тот, "этой песней прошлогодней нынче немец не певец". А мы про себя думаем, что ведь и в прошлый год, когда совсем тошно было, находил Василий слова, которые помогали товарищам. Такой уж у него талант. Такой талант, что лежа в мокром болоте, засме- ялись товарищи: легче стало на душе. Но больше всего мне нравится глава "Смерть и воин", в которой герой, раненый, лежит и замерзает. и чудится ему, что пришла к нему смерть. И стало трудно спорить ему с ней, потому что истекал он кровью и хотел покоя. И чего уж, казалось, держаться за эту жизнь, где вся радость-то в том, что или замерзнуть, или рыть окопы, или бояться, что убьют тебя... Но не таков Василий, чтобы легко сдаться Косой. Буду плакать, выть от боли, Гибнуть в поле без следа, Но тебе по доброй воле Я не сдамся никогда, - шепчет он. И воин побеждает смерть. "Книга про бойца" была очень нужной на фронте, она поднимала дух солдат, побуждала сражаться за Родину до последней капли крови. А.Т.Твардовский и М.А.Шолохов. Изображение народного характера в произведениях А.Т.Твардовского и Шолохова.(Василий Теркин и Андрей Соколов). Вспомним время, в которое создавались произведения Твардовско- го и Шолохова. В стране уже торжествовала бесчеловечная сталинская по- литика, всеобщий страх и подозрительность проникли во все слои общест- ва, коллективизация и ее последствия разрушили вековое сельское хо- зяйство и подорвали лучшие силы народа. Все это накладывало отпечаток и на литературу. Поэтому большинство произведений довоенной литературы изображали русский народ темным и забитым. Всякие проявления живых чувств принимались за крамолу. Но грянула Великая Отечественная война, которая потребовала от страны напряжения всех физических и духовных сил. Руководство страны понимало, что без проявления народного подъема войны не выиграть. Да и сам народ, чувствуя смертельную угрозу не только своей свободе, но и самому существованию русской земли, с первых дней войны проявил чудеса стойкости и героизма. Это проявление народного характера было замечено военной лите- ратурой. В фронтовых газетах появляются произведения И.Эренбурга, А.Толстого, К.Симонова, А.Твардовского, А.Суркова, М.Шолохова, в кото- рых простой русский человек изображается с теплотой и сочувствием, ав- торы с уважением и любовью относятся к мужеству своих героев. В этом ряду стоят герои произведений Твардовского и Шолохова - Василий Теркин и Андрей Соколов. С первого взгляда они кажутся фигура- ми полностью противоположными. Действительно, Теркин - весельчак, о таких говорят, "что за красным словцом в карман не полезет", Соколов же - фигура трагическая, каждое его слово выстрадано, несет груз жи- тейских страданий. Но, несмотря на кажущееся различие, есть нечто, объединяющее этих героев. Оба они - представители народа, яркие носи- тели его самобытной индивидуальности, тех черт, которые присущи харак- теру всего народа. Эти черты - общие в Теркине и Соколове. Главная из этих черт - любовь и привязанность к родной стране. Герои обоих писателей все время вспоминают о родных местах, о Родине. В этих героях привлекает милосердие, величие души. Они попали на войну не из-за воинственного инстинкта, а "ради жизни на земле". Поверженный враг вызывает у них только чувство жалости (обращение Теркина к нем- цу). Другая немаловажная черта героев - скромность. Теркин, хоть и может иногда прихвастнуть, говорит друзьям о том, что ему не нужен ор- ден, он "согласен на медаль." В Соколове же об этой же черте говорит явное нежелание, с которым он начинал горький рассказ о своей жизни. Ведь ему нечего стыдиться! В молодости он совершал ошибки, но та самоотвер- женность, которую он проявил в годы испытаний, должна бы стократно окупить его грехи. Герои Шолохова и Твардовского обладают такими обаятельными чертами, как житейская сметка, насмешка над врагом и над любыми труд- ностями. Теркин является самым характерным выразителем этих качеств. Вспомним его шутливое обращение к Смерти. Следующей чертой является героизм. Вспомним поведение Андрея Соколова в плену, героизм Теркина на фронте, когда ему пришлось в но- ябре два раза переплывать Днепр, чтобы спасти своих и просить о подк- реплении. Все вышеизложенное подводит нас к важному выводу о великой жизненной силе героев, силе народного характера. Здесь Шолохов и Твар- довский продолжают традицию, начатую в русской литературе еще произве- дениями Пушкина, Гоголя, Толстого, Лескова и других писателей, в кото- рых простой русский человек - средоточие силы и жизненной стойкости народа. Поступки Теркина и Соколова приводят читателя к осознанию ве- личия русского человека, опровергают догмы ходульной литературы "клас- сового подхода". |
|