Лучшие школьные сочинения, множество авторов и школьные приколы, всё это на сайте FreeDays
Авторы
  • А.С.Грибоедов
  • А.С. Пушкин
  • М.Ю.Лермонтов
  • Н.В.Гоголь
  • А.П.Чехов
  • И.С.Тургенев
  • Н.А.Некрасов
  • Ф.М.Достоевский
  • Л.Н.Толстой
  • А.М.Горький
  • А.А.Блок
  • С.А.Есенин
  • А.А.Ахматова
  • Б.Пастернак
  • В.В.Маяковский
  • М.Булгаков
  • М.Цветаева
  • А.Платонов
  • А.Т.Твардовский
  • А.И.Солженицын
  • В.Быков
  • Е.Замятин
  • В.Высоцкий
  • А.Н.Толстой
  • И.А.Гончаров
  • А.Н.Островский
  • Приколы
  • Фото учителей
  • Школьные
  • Драматические судьбы личности в условиях тоталитарного общественного устройства (по роману Е.Замятина "Мы").



    Человеку свойственно заглядывать в будущее,  пытаться  распоз-
    нать его очертания.  Сколько писателей из разных исторических эпох пы-
    тались приоткрыть завесу, за которой скрывается будущее, пытались пре-
    дугадать то,  что не дано знать никому: Кампанелла "Город Солнца", ро-
    маны Жюля Верна,  Оруэлл "1984",  Н.Г.Чернышевский "Что делать" и дру-
    гие.
    
            Таким писателем-фантастом был и Е.Замятин. неудовлетворенность
    настоящим,  советской действительностью, заставила его задаваться воп-
    росом:  каким должно быть будущее,  чтобы чувствовать себя счастливым,
    чтобы осуществить свои надежды,  реализовать идеалы? Один из возможных
    ответов  на  этот вопрос - знаменитый "четвертый сон" Веры Павловны из
    романа Чернышевского "Что делать?".
    
            Замятин как будто специально повторяет описание этой, одной из
    классических утопий: его герои живут коммуной в городе из стекла и ме-
    талла.
    
            В романе "Мы" в фантастическом и гротесковом облике  предстает
    перед читателем возможный вариант общества будущего.  Приводится мечта
    сильных мира сего: "Жизнь должна стать стройной машиной и с механичес-
    кой неизбежностью вести нас к желанной цели". К сожалению, в таком об-
    ществе нет ничего,  что бы не предвещала уже современная писателю  ре-
    альность. Перед нами разворачивается "математически совершенная жизнь"
    Единого Государства. Символический образ "огнедышащего интеграла", чу-
    да технической мысли и, одновременно, орудия жесточайшего порабощения,
    открывает книгу.  Бездушная техника  вместе  с  деспотической  властью
    превратили человека в придаток машины, отняли у него свободу, воспита-
    ли в добровольном рабстве.  Мир без любви, без души, без поэзии. Чело-
    веку - "нумеру",  лишенному имени,  было внушено, что "наша несвобода"
    есть "наше счастье" и что это "счастье" - в отказе от "я" и  растворе-
    нии в безличном "мы". Внушено, что художественное творчество - "уже не
    беспардонный соловьиный свист", а "государственная служба". А интимная
    жизнь тоже рассматривается как государственная обязанность,  выполняе-
    мая сообразно "табелю сексуальных дней".
    
            Роман Замятина - предупреждение о двойной опасности,  грозящей
    человечеству:  гипертрофированной  власти  машин и власти государства.
    "Однотипность" безраздельно и неусыпно властвует над жизнью всех  чле-
    нов  общества.  Это обеспечивается совершенной техникой и недремлющими
    очами "хранителей".
    
            Сочинение Замятина проникнуто раздумьями о российской послере-
    волюционной  действительности.  В  нем угадываются сокровенные мысли о
    возможных и уже обнаружившихся при жизни писателя  извращениях  социа-
    листической идеи.
    
            Отношение к политике военного коммунизма стало камнем преткно-
    вения для писателя.  Эта политика, предусматривающая сугубую централи-
    зацию  политической и экономической жизни в стране,  ряд жестоких мер,
    была временной и вынужденной в условиях гражданской  войны  и  хозяйс-
    твенной  разрухи.  Но Замятину (и не только ему в ту пору) представля-
    лось,  что другого выбора не будет и что людям  навязана  единственная
    модель дальнейшего движения - новый вариант тоталитаризма.
    
            Роман Замятина приобрел особую цену и поучительность в следую-
    щем смысле:  как предупреждение о возможных искажениях социализма,  об
    опасности уклонений от демократического пути и злоупотреблений насилия
    над человеческой личностью.  Последующие события отечественной и миро-
    вой истории показали, что тревоги писателя не были напрасными. Наш на-
    род пережил и горькие уроки коллективизации, и сталинизм, и репрессии,
    и всеобщий страх, и застой.
    
            Очень многие  сцены романа заставляют вспомнить недавнее прош-
    лое.  Манифестация в честь Благодетеля, официозные, единогласные выбо-
    ры,  "хранители",  которые следят за каждым шагом человека. Но Замятин
    показывает, что в обществе, где все направлено на подавление личности,
    где игнорируется человеческое "я", где единоличная власть является не-
    ограниченной,  возможен бунт.  Способность и желание чувствовать,  лю-
    бить,  быть свободным в мыслях и поступках толкают людей на борьбу. Но
    власти находят выход:  у человека при помощи операции удаляют фантазию
    -  последнее,  что заставляло его поднимать гордо голову,  чувствовать
    себя разумным и сильным.  Все же остается  надежда,  что  человеческое
    достоинство не умрет при любом режиме.  Эту надежду высказывает женщи-
    на, которая своей красотой побуждает на борьбу.
    
            У Замятина в романе есть мысль,  необычная  для  многих  наших
    современников. Писатель настаивает на том, что не существует идеально-
    го общества.  Жизнь - это стремление к идеалу.  И когда это стремление
    отсутствует, мы наблюдаем разлагающее время застоя.
    
            Есть в романе еще одна тема,  созвучная сегодняшнему дню.  Это
    тема экологической тревоги.  "Антиобщество", изображенное в книге, не-
    сет гибель естеству жизни, изолируя человека от природы. Автор мечтает
    выгнать "обросших цифрами" людей "голыми в леса",  чтобы  они  учились
    там у птиц,  цветов, солнца. Только это, по мнению автора, может восс-
    тановить внутреннюю сущность человека.
    
            Автор романа "Мы" принадлежит к тем  крупным  художникам,  кто
    усиленно  приковывал внимание к "вечным ценностям" в условиях глобаль-
    ных исторических сдвигов XX столетия.  В свое время роман не был  при-
    нят.  Очень  дорого  обошлись  нам легкомыслие и обидчивость тогдашних
    идеологов по отношению к сомнениям Замятина.  Автор на своих  "запрет-
    ных" страницах выстраивает непрерывную цепочку времени, не прослеживая
    которую нельзя понять ни настоящего, ни будущего. Произведения, подоб-
    ные  роману "Мы",  пробившиеся к нам из небытия,  позволят "по-новому"
    взглянуть на события истории,  осмыслить роль человека в них.  "Мы"  -
    предостережение против отказа сопротивляться,  если человеческое сооб-
    щество хотят превратить в совокупность "винтиков". Такие произведения,
    как "Мы", "выдавливают" из человека рабство, делают его личностью.
    
            Уезжая в эмиграцию, Замятин (как он об этом писал Сталину) на-
    деялся,  что,  может быть, вскоре вернется, - "как только у нас станет
    возможно  служить в литературе большим идеям без прислуживания малень-
    ким людям,  как только у нас хоть отчасти изменится взгляд на роль ху-
    дожника  слова".  Замятин  смог вернуться на родину лишь с концом "ига
    разума" и началом распада Единого государства. Посмертно.
    Download
  • Коллекция документации
  • Программы \Soft
  • Почитать
  • Связь с админом сайта
  • Написать админу
  • По поводу рекламы на сайте
  • Гостевая книга
  • 160110913
  • Счётчики и топы
    Кто бы мог подумать, что продвижением сайта в Кирове занимается компания "Арт Киров".
    Друзья и реклама

    Hosted by uCoz