Драматические судьбы личности в условиях тоталитарного общественного устройства (по роману Е.Замятина "Мы").Человеку свойственно заглядывать в будущее, пытаться распоз- нать его очертания. Сколько писателей из разных исторических эпох пы- тались приоткрыть завесу, за которой скрывается будущее, пытались пре- дугадать то, что не дано знать никому: Кампанелла "Город Солнца", ро- маны Жюля Верна, Оруэлл "1984", Н.Г.Чернышевский "Что делать" и дру- гие. Таким писателем-фантастом был и Е.Замятин. неудовлетворенность настоящим, советской действительностью, заставила его задаваться воп- росом: каким должно быть будущее, чтобы чувствовать себя счастливым, чтобы осуществить свои надежды, реализовать идеалы? Один из возможных ответов на этот вопрос - знаменитый "четвертый сон" Веры Павловны из романа Чернышевского "Что делать?". Замятин как будто специально повторяет описание этой, одной из классических утопий: его герои живут коммуной в городе из стекла и ме- талла. В романе "Мы" в фантастическом и гротесковом облике предстает перед читателем возможный вариант общества будущего. Приводится мечта сильных мира сего: "Жизнь должна стать стройной машиной и с механичес- кой неизбежностью вести нас к желанной цели". К сожалению, в таком об- ществе нет ничего, что бы не предвещала уже современная писателю ре- альность. Перед нами разворачивается "математически совершенная жизнь" Единого Государства. Символический образ "огнедышащего интеграла", чу- да технической мысли и, одновременно, орудия жесточайшего порабощения, открывает книгу. Бездушная техника вместе с деспотической властью превратили человека в придаток машины, отняли у него свободу, воспита- ли в добровольном рабстве. Мир без любви, без души, без поэзии. Чело- веку - "нумеру", лишенному имени, было внушено, что "наша несвобода" есть "наше счастье" и что это "счастье" - в отказе от "я" и растворе- нии в безличном "мы". Внушено, что художественное творчество - "уже не беспардонный соловьиный свист", а "государственная служба". А интимная жизнь тоже рассматривается как государственная обязанность, выполняе- мая сообразно "табелю сексуальных дней". Роман Замятина - предупреждение о двойной опасности, грозящей человечеству: гипертрофированной власти машин и власти государства. "Однотипность" безраздельно и неусыпно властвует над жизнью всех чле- нов общества. Это обеспечивается совершенной техникой и недремлющими очами "хранителей". Сочинение Замятина проникнуто раздумьями о российской послере- волюционной действительности. В нем угадываются сокровенные мысли о возможных и уже обнаружившихся при жизни писателя извращениях социа- листической идеи. Отношение к политике военного коммунизма стало камнем преткно- вения для писателя. Эта политика, предусматривающая сугубую централи- зацию политической и экономической жизни в стране, ряд жестоких мер, была временной и вынужденной в условиях гражданской войны и хозяйс- твенной разрухи. Но Замятину (и не только ему в ту пору) представля- лось, что другого выбора не будет и что людям навязана единственная модель дальнейшего движения - новый вариант тоталитаризма. Роман Замятина приобрел особую цену и поучительность в следую- щем смысле: как предупреждение о возможных искажениях социализма, об опасности уклонений от демократического пути и злоупотреблений насилия над человеческой личностью. Последующие события отечественной и миро- вой истории показали, что тревоги писателя не были напрасными. Наш на- род пережил и горькие уроки коллективизации, и сталинизм, и репрессии, и всеобщий страх, и застой. Очень многие сцены романа заставляют вспомнить недавнее прош- лое. Манифестация в честь Благодетеля, официозные, единогласные выбо- ры, "хранители", которые следят за каждым шагом человека. Но Замятин показывает, что в обществе, где все направлено на подавление личности, где игнорируется человеческое "я", где единоличная власть является не- ограниченной, возможен бунт. Способность и желание чувствовать, лю- бить, быть свободным в мыслях и поступках толкают людей на борьбу. Но власти находят выход: у человека при помощи операции удаляют фантазию - последнее, что заставляло его поднимать гордо голову, чувствовать себя разумным и сильным. Все же остается надежда, что человеческое достоинство не умрет при любом режиме. Эту надежду высказывает женщи- на, которая своей красотой побуждает на борьбу. У Замятина в романе есть мысль, необычная для многих наших современников. Писатель настаивает на том, что не существует идеально- го общества. Жизнь - это стремление к идеалу. И когда это стремление отсутствует, мы наблюдаем разлагающее время застоя. Есть в романе еще одна тема, созвучная сегодняшнему дню. Это тема экологической тревоги. "Антиобщество", изображенное в книге, не- сет гибель естеству жизни, изолируя человека от природы. Автор мечтает выгнать "обросших цифрами" людей "голыми в леса", чтобы они учились там у птиц, цветов, солнца. Только это, по мнению автора, может восс- тановить внутреннюю сущность человека. Автор романа "Мы" принадлежит к тем крупным художникам, кто усиленно приковывал внимание к "вечным ценностям" в условиях глобаль- ных исторических сдвигов XX столетия. В свое время роман не был при- нят. Очень дорого обошлись нам легкомыслие и обидчивость тогдашних идеологов по отношению к сомнениям Замятина. Автор на своих "запрет- ных" страницах выстраивает непрерывную цепочку времени, не прослеживая которую нельзя понять ни настоящего, ни будущего. Произведения, подоб- ные роману "Мы", пробившиеся к нам из небытия, позволят "по-новому" взглянуть на события истории, осмыслить роль человека в них. "Мы" - предостережение против отказа сопротивляться, если человеческое сооб- щество хотят превратить в совокупность "винтиков". Такие произведения, как "Мы", "выдавливают" из человека рабство, делают его личностью. Уезжая в эмиграцию, Замятин (как он об этом писал Сталину) на- деялся, что, может быть, вскоре вернется, - "как только у нас станет возможно служить в литературе большим идеям без прислуживания малень- ким людям, как только у нас хоть отчасти изменится взгляд на роль ху- дожника слова". Замятин смог вернуться на родину лишь с концом "ига разума" и началом распада Единого государства. Посмертно. |
|