"Евгений Онегин" - "энциклопедия русской жизни и в высшей степени на- родное произведение"."Евгений Онегин" - реалистический роман в стихах, так как в нем предстали перед читателем подлинно живые образы русских людей на- чала XIX века. В романе дано широкое художественное обобщение основных тенденций русского общественного развития. Можно сказать о романе сло- вами самого поэта - это произведение , в котором "отразился век и сов- ременный человек ". "Энциклопедией русской жизни " назвал В.Г.Белинс- кий роман Пушкина. В этом романе, как в энциклопедии, можно узнать все об эпохе, о культуре того времени: о том, как одевались и что было в моде("широ- кий боливар", фрак, жилет Онегина, малиновый берет Татьяны ), меню престижных ресторанов("бифштекс окровавленный", сыр, шипучее аи, шам- панское, страсбургский пирог), что шло в театре(балеты Дидро), кто выступал (танцовщица Истомина). Можно даже составить точный распорядок дня молодого человека. Недаром П.А. Плетнев , друг Пушкина, писал о первой главе "Евгения Онегина": "Онегин твой будет карманным зеркалом русской молодежи". На протяжении действия романа и в лирических отступлениях поэ- том показаны все слои русского общества того времени: высший свет Пе- тербурга, дворянская Москва, поместное дворянство, крестьянство - то есть весь народ. Это позволяет говорить нам об "Евгении Онегине" как об истинно народном произведении. Петербург того времени был местом обитания лучших людей России - декабристов, литераторов. Там "блистал Фонвизин, друг свободы", люди искусства - Княжнин, Истомина. Автор хорошо знал и любил Петербург, он точен в описаниях, не забывая ни "о соли светской злости", "ни о необ- ходимых глупцах", "накрахмаленных нахалах" и тому подобное. Глазами столичного жителя показана нам Москва - "ярмарка не- вест". Москва провинциальная, в чем-то патриархальная. Описывая мос- ковское дворянство, Пушкин зачастую саркастичен: в гостиных он подме- чает "бессвязный пошлый вздор". Но вместе с тем поэт любит Москву, сердце России: "Москва ... Как много в этом звуке для сердца русского слилось". Он гордится Москвой 12-го года: "Напрасно ждал Наполеон, последним счастьем упоенный, Москвы коленопреклоненной с ключами ста- рого Кремля". Современная поэту Россия - деревенская, и он подчеркивает это игрой слов в эпиграфе ко второй главе. Вероятно, поэтому галерея пер- сонажей поместного дворянства в романе наиболее представительна. Поп- робуем рассмотреть основные типы помещиков, показанные Пушкиным. Как напрашивается сразу сравнение с другим великим исследованием русской жизни XIX века - поэмой Гоголя "Мертвые души". Красавец Ленский, "с душой прямо геттингемской", - романтик немецкого склада, "поклонник Канта", не погибни на дуэли, мог бы по мнению автора, иметь будущность большого поэта или через двадцать лет превратиться в этакого Манилова и закончить свою жизнь так, как старый Ларин или дядя Онегина. Десятая глава Онегина полностью посвящена декабристам. Пушкин объединяет себя с декабристами Луниным и Якушкиным, предвидя "в сей толпе дворян освободителей крестьян". Появление романа Пушкина "Евгений Онегин" оказало огромное влияние на дальнейшее развитие русской литературы. Проникновенный ли- ризм, присущий роману, стал неотъемлемой чертой "Дворянского гнезда", "Войны и мира", "Вишневого сада". Важно и то, что главный герой романа как бы открывает целую галерею "лишних людей" в русской литературе: Печорин, Рудин, Обломов. Анализируя роман "Евгений Онегин" , Белинский указал, что в начале XIX века образованное дворянство было тем сословием, "в котором почти исключительно выразился прогресс русского общества", и что в "Онегине" Пушкин "решился представить нам внутреннюю жизнь этого сос- ловия, а вместе с тем и общество в том виде, в каком оно находилось в избранную им эпоху". |
|